Сибирские огни, 1959, № 7
став, поэтому сплошь и рядом чувст вуется старательность, с какой он бежал от стандарта. Усилия даром не пропа ли: и Хазенфлоу, и Руммель, и Дарлиц- Шгубе, и Юлиус Нидерштрее — все они совершенно разные, читатель видит их, в какой-то степени вникает в их зловещий внутренний мир. Правдиво нарисованы взаимоотношения между фаши-стами-немцами и их «союзниками». С сочувствием и болью душевной -сле дит читатель за развитием трагедии француза-рабочего, ставшего наемни ком фашистов, Бертрана Жуво. Поздно, слишком поздно понял этот парень, ку да завела его легкомысленная, бездум ная «служба»! Геройски умирающий русский (комиссар Третьяков) открыва ет ему глаза на то, что совершают гит леровцы. Тем -самым автор утверждает, что подвиг Третьякова и его товарищей не только спасал честь и достоинство со ветского солдата, но и -способствовал распаду гитлеровской армии. Радует язык повести. Он показывает, что перед нами настоящий, может быть, еще недостаточно опытный, иногда сры вающийся, но несомненный художник. «...Смеркалось, и потухшее золото матросских лент поблескивало остужен- но и тускло». «Шумно вздохнул паровоз, скрипу чим шепотом заговорили вагонные коле са. Над звонко -столкнувшимися буфера ми, из открытых дверей задних теплу шек хлынули яркие голоса гармоник... Мимо текли дома, -серые крыши пакгау зов, бесконечные составы...». «Каза лось, липкий воздух можно было взять в руки и выжать, -словно мокрое, гряз ное кполотенце...». «Плащи на них коробились и греме ли, точно склепанные из кровельного же леза». «Со стенных часов, тупо -постукивая, падали секунды». При этом необходимо заметить, что приведенные примеры характерны не только -сами по -себе, но в каждом слу чае, находясь в контексте, эти образы, невольно останавливающие внимание читателя, служат определенной цели: усиливают эмоциональную окраску того или иного эпизода, сцены, картины, на ходясь в точном -соответствии с душев ным со-стоянием героев. Так, секунды падают с настенных часов не просто в медленной тишине ожидания чего-то, их падение, «постукивание» отмечает боль ной военнопленный, находящийся на грани бреда. Плащи гремят железом — на -конвоирах, их -видят военнопленные перед выходом на ненавистную ра боту.... В поисках яркого, сочного слова пи сатель нередко попадает на ошибочную дорогу. Так появляются фразы: «Словно оступился сердцем в тягучую и жаркую боль», «Мутно поблескивающее небо было распято на -ржавом кресте ре шетки». Есть некоторая небрежность в язы ке. Проявлением ее -служат повторы по любившихся автору -оборотов речи, об разов («оглушенно встряхивая голо вой», «как незнакомой печати книга», «поминовение родни до седьмого ко лена»), 'Все эти -погрешности устранимы. Н. Мамин создал интересное и нужное произведение. В. Б у р м и н КНИГА О НОВО/Л ГОРОДЕ S3 озникновение и рост городов в нашей стране неразрывно -свя заны с планомерным промышленным освоением природных богатств новых районов. Десятки городов, появляясь в самых глухих местах Союза, -станови лись форпостами -мощного хозяйственно го наступления советских людей на -бо гатства природы, бастионами экономиче ского -расцвета новых территорий, оча гами культуры. В истории нашего обще ства строительство новых городов зани мает видное место. Многие из новых городов, основание -которых относится к годам -первых пя тилеток, возникали и росли в тяжелых экономических и технических условиях. Важно -было как можно скорее дать жизнь новым предприятиям, вырвать у природы ее -богатства, поставить их на службу -советскому народу. Вопросы городских удобств, красоты облика го рода, перспектив его архитектурного развития часто отходили на второй план. В -наши дни строительство новых го родов -выглядит по-иному. Иными стали масштабы освоения новых территорий, иными стали темпы -строительства, неиз меримо выросла строительная техника, более устойчивыми -стали архитектур ные принципы. На -смену лопате земле копа пришел экскаватор, козе каменщи ка — -башенный кран, телеге грабаря — многотонный -са-мосвал, -кирпичу — же лезобетонные конструкции... Появилась возможность одновременно -c быстрей шим промышленным -освоением района решать и другие важные задачи — до биваться больших городских удобств, заботиться о красоте внешнего облика города, решать принципиальные пробле мы градостроительства. Творческая мысль архитекторов и градостроителей получила широкий простор и огромные
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2