Сибирские огни, 1959, № 7

став, поэтому сплошь и рядом чувст­ вуется старательность, с какой он бежал от стандарта. Усилия даром не пропа­ ли: и Хазенфлоу, и Руммель, и Дарлиц- Шгубе, и Юлиус Нидерштрее — все они совершенно разные, читатель видит их, в какой-то степени вникает в их зловещий внутренний мир. Правдиво нарисованы взаимоотношения между фаши-стами-немцами и их «союзниками». С сочувствием и болью душевной -сле­ дит читатель за развитием трагедии француза-рабочего, ставшего наемни­ ком фашистов, Бертрана Жуво. Поздно, слишком поздно понял этот парень, ку­ да завела его легкомысленная, бездум­ ная «служба»! Геройски умирающий русский (комиссар Третьяков) открыва­ ет ему глаза на то, что совершают гит­ леровцы. Тем -самым автор утверждает, что подвиг Третьякова и его товарищей не только спасал честь и достоинство со­ ветского солдата, но и -способствовал распаду гитлеровской армии. Радует язык повести. Он показывает, что перед нами настоящий, может быть, еще недостаточно опытный, иногда сры­ вающийся, но несомненный художник. «...Смеркалось, и потухшее золото матросских лент поблескивало остужен- но и тускло». «Шумно вздохнул паровоз, скрипу­ чим шепотом заговорили вагонные коле­ са. Над звонко -столкнувшимися буфера­ ми, из открытых дверей задних теплу­ шек хлынули яркие голоса гармоник... Мимо текли дома, -серые крыши пакгау­ зов, бесконечные составы...». «Каза­ лось, липкий воздух можно было взять в руки и выжать, -словно мокрое, гряз­ ное кполотенце...». «Плащи на них коробились и греме­ ли, точно склепанные из кровельного же­ леза». «Со стенных часов, тупо -постукивая, падали секунды». При этом необходимо заметить, что приведенные примеры характерны не только -сами по -себе, но в каждом слу­ чае, находясь в контексте, эти образы, невольно останавливающие внимание читателя, служат определенной цели: усиливают эмоциональную окраску того или иного эпизода, сцены, картины, на­ ходясь в точном -соответствии с душев­ ным со-стоянием героев. Так, секунды падают с настенных часов не просто в медленной тишине ожидания чего-то, их падение, «постукивание» отмечает боль­ ной военнопленный, находящийся на грани бреда. Плащи гремят железом — на -конвоирах, их -видят военнопленные перед выходом на ненавистную ра­ боту.... В поисках яркого, сочного слова пи­ сатель нередко попадает на ошибочную дорогу. Так появляются фразы: «Словно оступился сердцем в тягучую и жаркую боль», «Мутно поблескивающее небо было распято на -ржавом кресте ре­ шетки». Есть некоторая небрежность в язы­ ке. Проявлением ее -служат повторы по­ любившихся автору -оборотов речи, об­ разов («оглушенно встряхивая голо­ вой», «как незнакомой печати книга», «поминовение родни до седьмого ко­ лена»), 'Все эти -погрешности устранимы. Н. Мамин создал интересное и нужное произведение. В. Б у р м и н КНИГА О НОВО/Л ГОРОДЕ S3 озникновение и рост городов в нашей стране неразрывно -свя­ заны с планомерным промышленным освоением природных богатств новых районов. Десятки городов, появляясь в самых глухих местах Союза, -станови­ лись форпостами -мощного хозяйственно­ го наступления советских людей на -бо­ гатства природы, бастионами экономиче­ ского -расцвета новых территорий, оча­ гами культуры. В истории нашего обще­ ства строительство новых городов зани­ мает видное место. Многие из новых городов, основание -которых относится к годам -первых пя­ тилеток, возникали и росли в тяжелых экономических и технических условиях. Важно -было как можно скорее дать жизнь новым предприятиям, вырвать у природы ее -богатства, поставить их на службу -советскому народу. Вопросы городских удобств, красоты облика го­ рода, перспектив его архитектурного развития часто отходили на второй план. В -наши дни строительство новых го­ родов -выглядит по-иному. Иными стали масштабы освоения новых территорий, иными стали темпы -строительства, неиз­ меримо выросла строительная техника, более устойчивыми -стали архитектур­ ные принципы. На -смену лопате земле­ копа пришел экскаватор, козе каменщи­ ка — -башенный кран, телеге грабаря — многотонный -са-мосвал, -кирпичу — же­ лезобетонные конструкции... Появилась возможность одновременно -c быстрей­ шим промышленным -освоением района решать и другие важные задачи — до­ биваться больших городских удобств, заботиться о красоте внешнего облика города, решать принципиальные пробле­ мы градостроительства. Творческая мысль архитекторов и градостроителей получила широкий простор и огромные

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2