Сибирские огни, 1959, № 7
треста извещает о неприятном сюрпри зе — сто новых автомобилей, заплани рованных ранее Северотрансу, передают ся другим автохозяйствам. В довершение всего Поздняков узнает, что та, от вос поминаний о которой он бежал с Урала в Сибирь, его первая любовь — Ольга— здесь, в Иркутске... Не правда ли, острая ситуация? Читатель заинтересо ван. Он проникается невольной симпа тией к Позднякову, тревогой за него: как-то развяжет человек затянувшийся узел? Ярки, впечатляющи портретные за рисовки героев. У каждого из них автор находит и отмечает что-либо характер ное, индивидуальное: глаза, жест, люби мое словечко. Разносторонне очерчен главный герой романа Поздняков. Его энергия, предан ность делу, высокое чувство ответствен ности за судьбы людей вызывают к нему теплое чувство. Но Поздняков вовсе не иконописный «рыцарь без страха и уп река». Постепенно у читателя растет чувство сначала досады, а затем и него дования к Позднякову, готовому разру шить свою семью. Перед нами живой, страдающий человек, доступный и со мнениям, и мучительным колебаниям, и слабостям. Сильной стороной манеры письма Н. Чаусова следует считать внимание к деталям обстановки, пейзажа, внешно сти героев. Мы их всегда в и д и м. Де вушка только что вошла с мороза в ком нату, и мы читаем: «На коротком фла нелевом платье сияли снежинки». И они помогают представить милую девушку, появившуюся в комнате. Ольга прово дила Позднякова, давшего ей понять, что он по-прежнему любит ее. «Стоя за дверью, слышала, как тяжело простона ли ступени крыльца, и долго еще похру стывал снег под медленно удалявшими ся шагами. Ольга прижалась щекой к холодной двери и, не шелохнувшись, долго стояла так, оглушенная своим ко ротким счастьем». Очень точное слово «оглушенная» 1 Радует индивидуализированный язык героев романа. Вот интеллигентная речь инженера Гордеева, его немножко старо модное обращение к жене: «— Прости, мой друг, я, кажется, напрасно рас строил тебя своими страхами». А вот сухая,.- деловая манера -говорить Поздня кова: «— Вот что, Никон Сергеевич, ак ты должны быть немедленно изъяты из автоинспекции, пока их еще не утвер дили. Со мной вы можете не ездить, но акты должны быть изъяты». Своим языком, порывисто, нервно говорит Ольга Червинская: «— Да ты с ума со шел Алеша! Нет, нет, ты сам не пони маешь того, что говоришь!» Свой лек сикон у плотника Сидорова, волею^слу- чая ставшего директором автобазы: « — Легко сказать:, «бросил». Что ж я, по-твоему, опять в, плотники должен подаваться? А люди в -глаза чтоб мне тыкали? Сняли! Не справился! Взялась блоха за воз сена!.. Так, что ли?» Автор избегает искусственного проти-. вопо-ставления личной жизни произ водственной. В романе нет нарочитой разграниченности этих линий. В жизнц большинства героев они органично ели-, ты. Мы верим, что Гордеев дома, наеди не с женой, больше всего озабочен 'раз молвкой с начальником Северотранса по поводу эксплуатации автомобилей, и разговор его об этом не кажется притя^ нутым по воле автора. Точно так же до стоверными кажутся нам мысли Поздня кова: на работе — об Ольге, в своей семье — о производстве. Заслугой Н. Чаусова надо считать и то, что он ставит в романе острые во-, п-росы и пытается дать на них свои,' пусть спорные ответы. Как должна 'жен-, щина бороться за целость семьи? Имеет ли право советский человек во имя на стоящей большой любви разорвать се мейные узы, оставить любящую его, жену, детей? Где границы разумного,, оправданного производственного риска?. Каково соотношение -сил руководителя, и коллектива? Нельзя без чувства глубокой заинте ресованности читать те страницы, где описывается покорение автомобилиста ми своенравной Лены, прокладка по ней ледяно-го пути, замораживание наледей! Сухая, казалось бы, сугубо «производст венная» тема обретает под пером Н. Ча усова художественные краски, по-насто ящему волнует читателя. Сильно напи сана сцена встречи Поздняковым своей семьи на -вокзале. Глубоко драматичен эпизод, когда хлынувшая наледь топит, идущие по Лене автомобили, вынуждая водителей искать спасения на крышах, кабин. Без громких фраз автор показы вает героическое в обыденном труде ав тотранспортников. Роман «Далекие рейсы» обладает ря-„ дом немаловажных достоинств. Однако, нельзя умолчать о его недостатках.^ Явно не повезло в романе партийным работникам. Правда, в первом его ва рианте, опубликованном в 35-й книжке альманаха «Новая Сибирь» (1956), пар тийная организация начисто -отсутство вала, здесь же действуют парторг ЦК Танхаев, секретарь райкома партии Теп лой, -секретарь обкома партии. Но как, действуют? Вот парторг ЦК Танхаев. Для начала автор укладывает его в больницу, где Танхаев и бездействует на протяжения всей первой половины романа. Чувст вуя, что оставлять парторга и -далее в больниц^ попросту невозможно, автор выводит его на сцену. Что же происхо дит дальше? Между -беззаветно предан ным делу Поздняковым и карьеристом, шкурником Перфильевым завязывается t жестокая борьба. Борьба не на жизнь,, а на смерть. Танхаев же не оказывает! реальной помощи Позднякову, хотя всей душой на его стороне. Нет даже
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2