Сибирские огни, 1959, № 7

дается желание вылить эти чувства в стихах. Однако надо сказать, что на большин­ стве :стихов лежит отпечаток какой-то оНЙСаТельности и частого повтора одних и тех же образов, что вытесняет из сти­ хов свежую мысль и яркость чувств, а без них не может быть истинной поэ­ зии. Нет еще смелого обращения поэ­ тов к Образам наших современников — к простым людям, к их душевным ка­ чествам, к положительным чертам их характеров. Нет еще стихов с драмати­ ческий сюжетом, в которых возникал бы образ советского человека — борца Й строителя нового мира на земле. Далекий предшественник современ­ ных поэтов Тюменского края П. П. Ер­ шов писал о своих чаяниях: К акая цель! Пустыни, степи Лучем граж дан ств а озарить , Р а зруш и ть умственны е цепи И человека сотворить! Теперь над нашей Сибирью^ сияет солнце гражданства — духовной свобо­ ды и творческого созидания, давно раз­ рушены «умственные цепи», и идет со сказочной быстротой рост нового чело­ века. *—I строителя коммунизма. Это — изумительно благодатная почва для поэтического творчества, это — великая цель: сделать слово поэта «полковод­ цем1человечьей силы». В се это относится :не в меньшей степе­ ни и к литераторам-прозаикам. Слабо они еще отражают явления современно­ сти в своих произведениях. Указание партии быть ближе к жизни, вниматель­ но читать великую и великолепную кни­ гу жизни — это краеугольный камень художественного творчества, прочный фундамент хороших произведений о на­ шем пароде и для народа. Пусть творческим девизом отряда мо­ лодых писателей, объединенных вокруг сборника-альманаха «Сибирские просто­ ры», будут строчки из стихотворения их товарища А. Кукарского: Я отдал бы все песни Тем, кто нынче в пути, Тем, кто смело выходит За привычный порог, Тем, кто счастье находит В буднях дальних дорог! Это можно и должно осуществить! В творческом труде и ученье окрепнут ли­ тературные силы, родятся таланты, до­ стойные советских сибирских просто­ ров. Однако с этим медлить нельзя. Даже Самым молодым писателям стоит помнить замечательные слова А. Н. Сейфуллиной: «Краток самый большой срок, отпущенный на жизнь человеку... Но пока живой день еще не кончился, еще идет, надо иметь мужество и уменье испить весь его вкус, запах, цвет и свеТ». «Живой день» нашей современности обязывает писателя посвятить ему все Свои творческие силы. В я ч е с л а в Т ы ч и н и н Н А Л Е Н С К О М . Т Р А К Т Е Р оман «Далекие рейсы»1 повеству­ ет о жизни автомобилистов трак­ та, связывающего Иркутск с верховьями Лены. Это роман о героическом труде, о борьбе с суровой северной природой, с мещанством и рутиной в разных об­ личьях, о трудной, мучительной любви, которая входит в противоречие с дол­ гом, с нормами нашей советской мо­ рали. Окажем сразу — роман удался авто­ ру. Н. Чаусов сумел сказать свое слово. Читатель, взявший в руки «Далекие рейсы», не будет обманут в своих ожи­ даниях. Книга читается легко, с увле­ чением, вводит нас в не знакомый ра­ нее, во многом романтичный мир. С первых же страниц читателя подку­ пает хорошее, до мельчайших деталей авторское знание всего, что описывается им. Чувствуется знание не по наслыш- ке, полученное не в результате «твор­ ческих командировок», а самое что ни на есть доподлинное. Так оно и должно быть. Водь Н. Чаусов — автоинженер. Он и сегодня работает среди своих ге­ роев, каждодневно встречается с ними. А знание жизни — залог успеха. Однако мало знать жизнь, описывае­ мую среду, находиться на верных идей­ ных позициях. От хорошего замысла до столь же хорошего исполнения — ди­ станция большого размера. Недаром же на Первом съезде писателей РСФСР JI. Соболев говорил о двуединой сущно­ сти работы писателя — умении, с од­ ной стороны, увидеть и распознать, а с другой — рассказать и убедить. В «Далеких рейсах» правильно рас­ ставлены силы, ясны авторские симпа­ тии, закономерно поражение зла. Автор у в и д е л и р а с п о з н а л . А как с художественным мастерством? С р а с ­ с к а з о м и у б е ж д е н и е м ? Начнем с экспозиции романа. Новый руководитель Северотранеа Алексей Поздняков приезжает в Иркутск прини­ мать управление. В Сибири он впервые. Начинается зима. Коллектив засорен никчемными руководителями. План гру­ зоперевозок не выполняется несколько лет. Целая колонна тяжелых автома­ шин «раскулачена». В авторемонтных мастерских затеяна капитальная пере­ стройка. Неясен главный вопрос — удастся ли перенести автомобильную трассу на лед Лены. Телеграмма из 1 Н. Чаусов. Далекие рейсы . Роман. Ир­ кутское йзд-во. 1959. 402 стр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2