Сибирские огни, 1959, № 7
«...Веди себя по-человечески с Феокти стой, Евстафием да с Лутонихой, — со ветует ей Кныш. — Нельзя все время на них волком смотреть. Ты — звенье вая, руководитель». И вот после того разговора и неко торого колебания Лукерья подходит к Евстафию, называет его по имени и от честву, советуется с ним, где раньше начать сгребать сено. Перестройка Лукерьи совершилась по желанию авто ра рассказа легко и приятно, как чудо. Недаром Евстафий удивлялся: «Это, пра слово, чудо. Лушка со мной толку ет о деле! С чего бы это, а?». У чита теля тоже не без основания должен воз никнуть такой же вопрос — с чего бы это измениться Лукерье, неужели для этого было достаточно только одного разговора бригадира? Хорошо задуманный рассказ оказался смазанным такого рода «чудесным» и «молниеносным» превращением Лу керьи. Это тем более досадно, что Лу керья, несомненно, положительный об раз, а ведь воспроизведение положитель ных образов наших современников — одна из главных задач советской лите ратуры. Внимание читателя привлекают и гла вы из повести Георгия Бабкина «Бере зовый край», где нарисованы образы молодых учителей Валентины Перовой и Николая Дымова. Но повесть не за кончена, и судить о ней и ее героях рано. Хочется лишь верить, что моло дые учителя не замкнутся в круг только своих педагогических интересов, так как ни обучение, ни воспитание молодого поколения в школе немыслимо вне всего положительного, нового и прогрессивно го в социалистической действительно сти, вне утверждения коммунистических принципов в труде, в быту и во всей ду ховной жизни советских людей. Рассказ И. Давыдова «Юля» какой- то гладенький, ровненький — он не вызывает волнения ни за судьбу геро ев, ни за их переживания, а у автора есть задатки писать лучше и более остро, надо только ему попристальней вглядеться в жизнь, увидеть, что в ней много противоречий и борьбы. В сборнике «Сибирские просторы» есть еще рассказ Станислава Мальцева «По волчьему следу». Это — детектив ный рассказ, написанный, очевидно, на конкретном, фактическом материале. Присутствие такого рассказа в литера турно-художественном сборнике необяза тельно, но и невозбранимо. Хочется лишь заметить, что Тюменский край с его огромными лесами, тундрой, широко ведущимися разведывательными рабо тами природных богатств дает богатей ший материал Для приключенческих произведений, где героями явились бы советские люди, преодолевающие труд ности в освоении природы, в достиже нии нелегких, но благородных целей. Главной основой развития творчества литераторов, объединяющихся вокруг сборника «Сибирские просторы», долж на быть наша современность, дела и люди, творящие большие дела на бес крайних сибирских просторах, осущест вляющие великий семилетний план. Пока это еще не получило должного и яркого отражения на страницах «Си бирских просторов». Правда, во второ» номере сборника напечатаны три очер ка — Вл. Яковлева «Председатель за полярного колхоза», Е. Леонидова «Бе резовский газ» и С. Владимирова «Трак торист Александр Бревок». Это — очерки о знатных людях края, написа ны они добросовестно и читаются не без интереса. Но все же хотелось бы напом нить известное определение очерка, сделанное А. М. Горьким: «Очерк — нечто среднее между рассказом и иссле дованием», то есть в очерке могут со единяться в единое целое сюжетный рассказ и сценка, взятая с натуры, пей заж и цифровые данные, суждения ге роев и постановка проблемных вопросов самим автором. Все это должно быть да но на основе реальных фактов, облечено в художественную форму и вместе с тем выполнять научно-познавательную и публицистическую функцию. Но публи цистический элемент этих произведений, как нам кажется, слаб. Несомненно, ав торы очерков о конкретных людях и их делах могли поднять какие-то вопросы общего значения для таких важных от раслей хозяйства области, как заполяр ное животноводство, эксплуатация бога» тейших лесных богатств и разработка недр земли. Все это в какой-то мере помогало бы более быстрому и эффек тивному осуществлению семилетнего плана. В сборнике помещено много стихов <— 50 стихотворений, принадлежащих 17 поэтам. Среди них есть немало та ких, которые привлекают 'внимание чи тателя, как, например, стихи А. Шеля- кина («Лист календаря»), М. Сыровой («У костра»), А. Воловика («Земляку», «Правда»), М. Лецкина («Друзья мои», «Пассажир»), А. Кукарского («Будто спал полустанок...»), Ф. Чурсина («Глу бинка»), В. Попова («Отец», «На трас се»), С. Назарова («Великий подвиг», «У нового дома», «Дыханье зимы»), А. Аквилева («Я вижу северное завт ра») и переводы стихов поэта манси Ив. Шесталова и поэта ненца Ив.'Исто мина. Примечательно, так сказать, «гео графическое размещение» авторов стш хов по области — тут Салехард и То больск, Ханты-Мансийск и Конда и, ко нечно, Тюмень — центр огромной обла сти, простирающейся от сибирской же лезнодорожной магистрали на север до самого Карского моря. Это — знамение нашего советского времени: всюду пи шут стихи — в тайге и тундре за Полярным кругом, ибо всюду неузна ваемо изменилась жизнь, всюду взвол нованы чувства советских людей и розкг
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2