Сибирские огни, 1959, № 7

«...Веди себя по-человечески с Феокти­ стой, Евстафием да с Лутонихой, — со­ ветует ей Кныш. — Нельзя все время на них волком смотреть. Ты — звенье­ вая, руководитель». И вот после того разговора и неко­ торого колебания Лукерья подходит к Евстафию, называет его по имени и от­ честву, советуется с ним, где раньше начать сгребать сено. Перестройка Лукерьи совершилась по желанию авто­ ра рассказа легко и приятно, как чудо. Недаром Евстафий удивлялся: «Это, пра слово, чудо. Лушка со мной толку­ ет о деле! С чего бы это, а?». У чита­ теля тоже не без основания должен воз­ никнуть такой же вопрос — с чего бы это измениться Лукерье, неужели для этого было достаточно только одного разговора бригадира? Хорошо задуманный рассказ оказался смазанным такого рода «чудесным» и «молниеносным» превращением Лу­ керьи. Это тем более досадно, что Лу­ керья, несомненно, положительный об­ раз, а ведь воспроизведение положитель­ ных образов наших современников — одна из главных задач советской лите­ ратуры. Внимание читателя привлекают и гла­ вы из повести Георгия Бабкина «Бере­ зовый край», где нарисованы образы молодых учителей Валентины Перовой и Николая Дымова. Но повесть не за­ кончена, и судить о ней и ее героях рано. Хочется лишь верить, что моло­ дые учителя не замкнутся в круг только своих педагогических интересов, так как ни обучение, ни воспитание молодого поколения в школе немыслимо вне всего положительного, нового и прогрессивно­ го в социалистической действительно­ сти, вне утверждения коммунистических принципов в труде, в быту и во всей ду­ ховной жизни советских людей. Рассказ И. Давыдова «Юля» какой- то гладенький, ровненький — он не вызывает волнения ни за судьбу геро­ ев, ни за их переживания, а у автора есть задатки писать лучше и более остро, надо только ему попристальней вглядеться в жизнь, увидеть, что в ней много противоречий и борьбы. В сборнике «Сибирские просторы» есть еще рассказ Станислава Мальцева «По волчьему следу». Это — детектив­ ный рассказ, написанный, очевидно, на конкретном, фактическом материале. Присутствие такого рассказа в литера­ турно-художественном сборнике необяза­ тельно, но и невозбранимо. Хочется лишь заметить, что Тюменский край с его огромными лесами, тундрой, широко ведущимися разведывательными рабо­ тами природных богатств дает богатей­ ший материал Для приключенческих произведений, где героями явились бы советские люди, преодолевающие труд­ ности в освоении природы, в достиже­ нии нелегких, но благородных целей. Главной основой развития творчества литераторов, объединяющихся вокруг сборника «Сибирские просторы», долж­ на быть наша современность, дела и люди, творящие большие дела на бес­ крайних сибирских просторах, осущест­ вляющие великий семилетний план. Пока это еще не получило должного и яркого отражения на страницах «Си­ бирских просторов». Правда, во второ» номере сборника напечатаны три очер­ ка — Вл. Яковлева «Председатель за­ полярного колхоза», Е. Леонидова «Бе­ резовский газ» и С. Владимирова «Трак­ торист Александр Бревок». Это — очерки о знатных людях края, написа­ ны они добросовестно и читаются не без интереса. Но все же хотелось бы напом­ нить известное определение очерка, сделанное А. М. Горьким: «Очерк — нечто среднее между рассказом и иссле­ дованием», то есть в очерке могут со­ единяться в единое целое сюжетный рассказ и сценка, взятая с натуры, пей­ заж и цифровые данные, суждения ге­ роев и постановка проблемных вопросов самим автором. Все это должно быть да­ но на основе реальных фактов, облечено в художественную форму и вместе с тем выполнять научно-познавательную и публицистическую функцию. Но публи­ цистический элемент этих произведений, как нам кажется, слаб. Несомненно, ав­ торы очерков о конкретных людях и их делах могли поднять какие-то вопросы общего значения для таких важных от­ раслей хозяйства области, как заполяр­ ное животноводство, эксплуатация бога» тейших лесных богатств и разработка недр земли. Все это в какой-то мере помогало бы более быстрому и эффек­ тивному осуществлению семилетнего плана. В сборнике помещено много стихов <— 50 стихотворений, принадлежащих 17 поэтам. Среди них есть немало та­ ких, которые привлекают 'внимание чи­ тателя, как, например, стихи А. Шеля- кина («Лист календаря»), М. Сыровой («У костра»), А. Воловика («Земляку», «Правда»), М. Лецкина («Друзья мои», «Пассажир»), А. Кукарского («Будто спал полустанок...»), Ф. Чурсина («Глу­ бинка»), В. Попова («Отец», «На трас­ се»), С. Назарова («Великий подвиг», «У нового дома», «Дыханье зимы»), А. Аквилева («Я вижу северное завт­ ра») и переводы стихов поэта манси Ив. Шесталова и поэта ненца Ив.'Исто­ мина. Примечательно, так сказать, «гео­ графическое размещение» авторов стш хов по области — тут Салехард и То­ больск, Ханты-Мансийск и Конда и, ко­ нечно, Тюмень — центр огромной обла­ сти, простирающейся от сибирской же­ лезнодорожной магистрали на север до самого Карского моря. Это — знамение нашего советского времени: всюду пи­ шут стихи — в тайге и тундре за Полярным кругом, ибо всюду неузна­ ваемо изменилась жизнь, всюду взвол­ нованы чувства советских людей и розкг

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2