Сибирские огни, 1959, № 7
руководителя, тогда читатель, возмож но (?!), и поверил бы автору в том, что Свидригайло — не такой директор, ка ким ему следует быть, в там, что он плохой директор». Конечно, можно требовать написать повесть или даже роман в сатирическом плане, но в данном случае в этом нет надобности — через отдельный Эпизод высмеяны уродливые черты руководи теля, и этим М. Сырова выполнила свою задачу. Но П. Вепринский идет дальше, и, чтобы показать, куда он хотел бы уве сти автора рассказа, придется, извинив шись перед читателем, сделать еще одну большую выписку из его статьи. «Совершенно ясно, — пишет П. Веп ринский, — что, если даже у нас и най дется редкостный, единичный экземп ляр, директор предприятия, который захочет «выжить» талантливого инжене ра, то, как бы недалек он ни был, он не станет раскрывать свои планы «тол качу», а будет осуществлять их испод тишка, постепенно, тайком, ибо он не может не понимать, что его действия противоречат законам советской обще ственной жизни... И неизбежно такой директор будет встречать в осуществле нии своего плана сильнейшее противо действие со стороны коллектива, со сто роны партийной и профсоюзной органи заций своего же предприятия, со сторо ны местных партийных и советских ор ганов, со стороны вышестоящих органи заций». Все было бы хорошо, если бы шло по этой схеме. Но Свидригайло раскры вает свои «планы» близкому, доверен ному лицу, действует исподтишка, и его «замыслы» не известны еще ни мест ным, ни вышестоящим организациям, а законы он хочет обойти. Писатель сво им «всевидящим оком» (слова М. Горь кого) и проникает туда, куда еще пока не проникнул глаз общественности заво да и, разоблачая Свидригайло и ему подобных, делает тем самым полезное дело. Критик не заметил в рассказе Маии Сыровой одного человека, выносящего суровый приговор Свидригайло. Это — ненец Окотетто, случайно слышавший разговор Свидригайло с Ермилкиным. Приговор Окотетто — приговор нашей советской общественности, приговор про стых советских людей. Если применить процитированные выше положения П. Вепринского к рас сказам Вениамина Никольского «Эдуард Попадейкин» и В. Еловских «Его карье ра», напечатанным в этом же альмана хе, то и они не имеют права на сущест вование. Попадейкин, как его ядовито харак теризует родная тетушка, — «настоя щий хнытик, в селе работал — не по нравилось, в городе — обратно не нра вится. Учили, учили тебя... Не в коня овес, видно!». И этого осуждения чита телю вполне достаточно, хотя это осуж дение всего только тетушки Попадейки- на, а не коллектива или профсоюзной организации. Тетушка Фекла Гаврилов на здесь выступает как общественный обвинитель, как выразитель советской морали. В. Еловских в рассказе «Его карье ра» рисует врача Травкина — эгоиста,, карьериста, подхалима, уклоняющегося от своего врачебного долга. И опять- таки можно сказать, что это «редкост ный, единичный экземпляр», «не типич ный для советской действительности». Но автор и не утверждает, что типы, по добные Травкину, явление распростра ненное среди советских врачей. Наобо рот, по ходу рассказа читатель убе ждается, что Травкин — «паршивая овца», но ей не удастся «испортить все го стада», так как Травкину противосто ят и морально его подавляют честные советские врачи Бородулин и Карасева. Дело не в том, чтобы отказаться от сатирического жанра в литературе, за малчивать недостатки нашей действи тельности, а в том, с каких позиций и во имя чего вести критику. Нам кажет ся, что позиции в рассказах М. Сыро вой, В. Еловских и В. Никольского — позиции правильные, авторы рассказов исходят из задачи устранения недостат ков в нашей действительности, преодо ления пережитков капитализма в созна нии некоторых советских людей. М. Сы ровой удается это сделать с большим художественным мастерством, а В. Ни кольский несколько излишне сгустил краски в обрисовке героя своего рас сказа, видимо, полагая, что чем больше он придаст ему отрицательных черт, тем будет убедительнее его разоблаче ние. Здесь, как и в каждом художест венном произведении, нужно чувство меры. В рассказе М. Михайлова «Колючий характер» молодую колхозницу Лу керью назначают звеньевой. Колючесть ее характера, выражавшаяся в прямой и справедливой критике бригадира, пред седателя колхоза, теперь надо заменить чем-то другим, чтобы управлять людь ми, вести их за собой. Ей сначала ка залось, что руководить звеном просто — прикажи, и все будет сделано. На деле оказалось, что это далеко не так. Лу керья решает перестроиться. Но как —- она этого не знает. Казалось бы есте ственным, что у Лукерьи произойдет в звене какой-то конфликт, она остро почувствует ошибочность своего отно шения к людям, найдет в итоге этого жизненного опыта правильную линию своего поведения и «колючесть» своего характера повернет в сторону внима тельного, но и требовательного, спра ведливого отношения к людям. Однако М. Михайлов не пошел на кон фликт Лукерьи с руководимыми ею людьми, а свел все к наставительному разговору бригадира Кньпна с нею.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2