Сибирские огни, 1959, № 7

0 L ОЮЖШ 1 А. С т а в р о в В Н И М А Т Е Л Ь Н О Ч И Т А Т Ь К Н И Г У Ж И З Н И К огда в Тюмени вышел первый номер литературно-художествен­ ного сборника «Сибирские просторы», то некоторые товарищи опасались — как скоро выйдет второй номер, найдет­ ся ли для него литературный материал, не. прекратится ли его выпуск на пер­ вом номере, как это бывало с другими альманахами? Но эти опасения не оп­ равдались и не могли оправдаться: ли­ тературно-творческий подъем в нашей стране — явление повсеместное, зако­ номерно обусловленное бурным ростом социалистической культуры. И вот пе­ ред нами второй номер «Сибирских про­ сторов» (1958 г.). Для любого литературно-художест­ венного журнала или альманаха его кри­ тический отдел является как бы сосре­ доточием взглядов на литературное творчество, выражением того, к чему зовет журнал или альманах писателей, чего ждет от них в отображении явле­ ний современности. Этот отдел в «Си­ бирских просторах», к сожалению, не богат: в нем всего две статьи. Первая из них — «Ранняя лирика Ершова» принадлежит перу кандидата филологи­ ческих наук JI. Полонского. Она пред­ ставляет несомненный интерес, так как знакомит читателя с новыми или давно забытыми данными о творчестве П. П. Ершова, автора замечательной сказки «Конек-горбунок». Вторая статья — «Путь к мастерст­ ву» (заметки о творчестве Майи Сьгро- вой) написана старшим преподавателем пединститута П. Вепринским. В статье содержится немало верных и полезных для молодой писательницы замечаний и советов, особенно в отношении ее сти­ хов и очерков. Но некоторые суждения критика по поводу сатирического рас­ сказа М. Сыровой «Живая пища» не мо­ гут не вызвать возражений. В рассказе М. Сыровой остроумно высмеивается директор завода Свидри- гайло, выживающий с предприятия мо­ лодого талантливого инженера Марко­ ва. Свидригайло подробно «инструктиру­ ет» своего подручного и подхалима Ер- милкина, какой инженер удовлетворял бы его, Свидригайло, чтобы не мешал директору, беспрекословно служил бы ему, а не делу, не производству. Что ж, разве не встречаются еще такие «горе- руководители», нет уж надобности в осмеянии, разоблачении таких Свидри­ гайло и ему подобных? Конечно, есть такие, и против них должен быть на­ правлен огонь сатиры. Однако П. Вепринский с этим не со­ гласен, по его мнению, в рассказе М. Сыровой «описан эпизод не только не характерный, не типичный для со­ ветской действительности, но и вооб­ ще почти неправдоподобный». По-види- мому, П. Вепринский не представляет себе существа сатиры, в которой образ всегда подвержен известному «искаже­ нию» сравнительно с возможным, на­ блюденным прототипам. Уж куда более неправдоподобны в сатирическом стихо­ творении В. Маяковского «Прозаседав­ шиеся» половинки людей — «до пояса здесь, а остальное — там...». Не поняв суть сатиры, где, по словам Гоголя, осмеянный предстал бы перед читателем, «как связанный заяц», П. Вепринский дает М. Сыровой следу­ ющий «совет»: «В рассказе «Живая пи­ ща» можно было показать директора завода Свидригайло в гуще производст­ венной жизни, показать, как он осуще­ ствляет руководство предприятием, как он направляет деятельность большого коллектива людей. Тогда читателю ста­ ли бы ясны сильные и слабые стороны 12. «Сибирские огни» № 7.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2