Сибирские огни, 1959, № 7
дательных персонажей романа. «Мы сегодня маленько гуляем», — говорит один наиболее симпатичный герой кни ги — рабочий башкир Буранбаев. «Понимаешь, плавка маленько барах лит», — замечает он в другом случае. И, наконец, сам автор пишет: «Федя маленько хитрит на этот счет...», «Наш Урал — обыкновенная русская земля, лишь маленько гористая да многоозер ная...». В каждом отдельном случае повторяемо© слово кажется уместным, в последнем случае — даже очень удач ным. Но при сопоставлении становится очевидным, что автор не до конца учи тывает его стилистическую функцию, индивидуализирующую роль слова. Еще резче выступает этот недостаток в романе В. Кочетова «Братья Ершо вы». Автору полюбилось, видимо, слово «тип», и он заставляет употреблять его в своей речи самых разных людей рома на, без учета особенностей их харак теров. Рабочий Дмитрий Ершов говорит о литературном критике: «...а ведь не правильно смеется этот тип над писате лем». И эсэсовцы, изуродовавшие его лицо, для Дмитрия Ершова «два типа». Может быть, «тип» любимое слово Дмитрия? Нет. И артист Гуляев любит его. Он спрашивает о Крутиличе: «От куда у вас этот тип?» В свою очередь, незадачливый «изобретатель» Крути- лич замечает о людях из гостиницы: «Мрачные до чего типы тут живут», он же опасается близости «с типами, подоб ными Воробейному». Инженер Орлеанцев, центральная от рицательная фигура книги, называет подлинных коммунистов «железобетон ными типами» и сожалеет, что связался «с этим типом» Крутиличем. Крутилич, рассказывая «восточную сказку», не об ходится без любимого слова автора: «Царь узнал, оказал, что это безобразие, что этому типу надо срубить голову». Директор завода Чибисов замечает в бе седе с секретарем горкома Горбачевым: «Они же говорят, что мы с тобой стали нисты, то есть железобетонные типы, которые сопротивляются решениям Два дцатого съезда партии». На собрании Орлеанцев протестует против того, что его называют «антисоветским типом». Никто не простит живописцу, если он станет класть на полотно какую-либо краску, только потому, что на палитре она лежит ближе всех других красок или ее там больше. Что за нудные перечисления? Кому нужны эти подсчеты количества повто рений того или иного слова? — слышим мы возражения. Нужны, ибо все, что снижает качество словесного искусства, должно быть в поле зрения критики. Писатель Ю. Герман рассказывает, как М. Горький упрекнул его однажды по поводу новой книги: «И плюются мно го... На тридцати страницах восемь раз плюются...» (Ю. Герман. Беседуя с Горьким. «Литература и жизнь», 1958, № 105). Характерно, что Горький заме тил не только то, что в романе плюются слишком часто, он подсчитал, сколько именно раз и на каком числе страниц это делается. Конечно, не всякое повторение слова является стилистически ошибочным. Подлинный мастер умеет повторение подчинить художественным задачам. М. Горький в повести «Трое» передает иллюзорные мечтания Ильи Лунева при помощи подчеркнутого повторения эпи тета «чистый»: «...Он представлял себя через несколько лет хозяином малень кой чистенькой лавочки, и в лавке у него легкий и чистый галантерейный то вар... Сам он тоже чистый, здоровый, красивый... Вечером, закрыв лавку, он сидит в чистой, светлой комнате...» Но повторение здесь не результат небреж ности или безразличия. Эпитет «чистый» настойчиво подчеркивается Горьким, ибо в нем выступает сущность мелкобуржу азной иллюзии героя о возможности со четания в условиях буржуазного обще ства сытой и чистой честной жизни. По вторяемое слово необходимо для осуще ствления замысла писателя. Не о та ких повторениях речь. Известно положение В. И. Ленина, устанавливающее, что в художественном творчестве «весь гвоздь в индивидуаль ной обстановке, в анализе характеров и психики данных типов» (В. И. Ленин,. Сочинения, т. 35, стр. 141). Эти слова должны быть отнесены и к языку худо жественной литературы, являющ ем у ся важнейшим средством передачи индиви дуальной обстановки, раскрытия непо вторимой оригинальности каждого чело веческого характера, изображения свое образия каждого явления, каждой вещи. Писатель может любить или не любить то или иное слово, но когда он строит речь своих персонажей, он должен ру ководствоваться логикой развития их характеров. «Вообще герои и героини мои делают то, что должны делать в действительной жизни, а не то, что мне хочется», — говорил Л. Толстой. Но у Л. Толстого и у других крупных пи- сателей-реалистов герои не только д ел а ют то, что они должны делать в меру своей индивидуальности, они и говорят то, что должны говорить в данном положении при данных обстоятельствах. И для каждой вещи, для каждого явле ния писатель находит всегда свежее слово. Мастерство индивидуализации героя через точно найденное слово-образ в высшей степени присуще М. Шолохову. Эпитет у Шолохова «работает» на идею, он помогает высказать значительное и важное, ради чего и создается произве дение. Знакомясь с рассказчиком, герой «Судьбы человека» Андрей Соколов по дает ему «большую, черствую руку», при разговоре рассказчик отмечает его «большие темные руки», прощаясь, Со
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2