Сибирские огни, 1959, № 7

тракторного. Но кое-чем сельмашевцы гордятся перед тракторостроителями. Прежде всего, новым Домом культуры. Он одинаково наряден со всех сторон, так что сразу даже не определишь, где его фасад. С одной стороны - высокие квадратные колонны поддерживают лег­ кую арку крыши. С другой — полукруг­ лый портик с балконами окружает тоже полукруглую застекленную нишу. Такая архитектура как нельзя более соответ­ ствует расположению Дома культуры, который одинаково хорошо виден со всех сторон. Внутри его очень уютно. Полукруглое фойе с застекленными сте­ нами, просторный зрительный зал, ком­ наты для занятий, спортивный и лекци­ онный залы — все выполнено со вку­ сом. В Доме культуры есть свои само­ деятельные оркестры, хоровой и танце­ вальный коллективы. У сельмашевцев же, пожалуй, самая лучшая школа рабочей молодежи. Учи­ тельский коллектив этой школы под­ держивает тесную связь с заводом. В цехе нередко можно увидеть учительни­ цу, договаривающуюся с начальником цеха о переводе ее ученика в другую смену или беседующую с рабочим у стан­ ка. В школе хорошо оборудован физи­ ческий кабинет, спортивный зал. Многое можно рассказывать о досто­ примечательностях Рубцовска, но, не­ сомненно, главное его богатство — это заводы. И снова хочется обратиться к выразительным очеркам Луначарского 1929 года: «...Алтай не хочет развивать­ ся только как хлебная житница. Алтаю хочется индустриализироваться. Он крепко подумывает о том, чтобы где- нибудь, как можно ближе к нему, а ес­ ли возможно, то прямо у него, постро­ ен был бы большой сельмаги». Ныне Рубцовск — центр сибирского' тракторостроения. В годы Великой Оте­ чественной войны сюда был перебази­ рован Харьковский тракторный завод. И тотчас на помощь харьковчанам при­ шла молодежь из окрестных алтайских городов и сел. В неприспособленных по­ мещениях зернохранилищ в невероятно короткий срок коллектив смонтировал станки и машины. Через четыре месяца с момента прибытия первого эшелона рабочие уже собрали первый трактор марки АТЗ. Это было 24 августа 1942 года. В годы войны Алтайский тракторный был единственным заводом страны, выпускавшим тракторы. В день Победы, 9 мая 1945 года, коллектив выдал 100000-й трактор марки АТЗ. Вот он, гигант сибирского тракторо­ строения. Это целый городок с аллеями тополей и газонами, с многоэтажными корпусами, с автомобильными и желез­ нодорожными магистралями. Из цеха в цех здесь нередко ездят на машинах,— ведь чтобы пройти завод из конца в ко­ нец, требуется час-полтора, а то и боль­ ше. За высокими сводами цехов рождает­ ся сибирский трактор. В первые годы существования завода это был кероси­ новый НАТИ. Тот самый «Натик», что вызывает теперь снисходительную улыб­ ку трактористов. Но эта улыбка не вы­ зывает нашего сочувствия, нет1 Добрый старый НАТИ, он сослужил верную службу стране и в годы пятилеток, и в годы Отечественной войны. Право же, этой непритязательной машине стоит поставить вечный памятник славы! Выпуск первых керосиновых НАТИ на алтайской земле стоил заводу неве­ роятного труда,— машины выпускались одновременно с монтажом цехов. Но уже в то трудное время инженерный коллек­ тив завода создавал в чертежах трактор нового типа — дизельный ДТ-54. Да, именно Рубцовск является родиной этой широко известной машины. Наряду с выпуском основной продукции на протя­ жении почти всех военных лет цехи за­ вода изготовляли опытные образцы но­ вого трактора. Это были годы больших творческих исканий. Люди узнали и горечь времен­ ных неудач, и радость побед. Рвались гильзы двигателя нового трактора, н е годились поршневые пальцы... Да разве перечислишь все неурядицы тех лет. Все это осталось позади. Кто на заводе не помнит радостную встречу нового, 194.5 года! В эту новогоднюю ночь конструк­ торы и рабочие собрали первый дизель­ ный трактор! Через пять лет Сталин­ градский тракторный завод освоил мас­ совый выпуск этой машины. А с июня 1952 года трактор стали производить и на его родине, на Алтайском заводе. Сегодня на этом заводе вновь рож­ дается машина, будущее которой уже предопределено семилетним планом тракторостроения. Через год-два она за­ менит дизельный трактор ДТ-54. В декабре этого года в опытном цехе завода можно было наблюдать такую картину. Вокруг одного из тракторов суетились люди. Молодой смуглолицый человек в очках укладывал в кабину ка­ кие-то папки и бумажные свертки. В это время рабочие уже обшивали трактор тесом. В деревянные ящики укладыва­ лись какие-то детали. Это конструктор Октябрь, механик Садычко, трактористы Капустин и Марченко собирались в Среднюю Азию для испытаний нового трактора Т-4. У них солидный багаж: трактор, запасные части и материалы для ремонта машины. — Ничего не забыли? — волновался старый механик цеха Иван Кондратье- вич Смотриченко. Десять лет назад он вот так же собирал на испытания трак­ тор ДТ-54. Честно послужил людям этот работяга! Подошла пора и ему уступить дорогу молодому, более сильному. С начала войны построен в Рубцовске и завод сельскохозяйственного машино­ строения — Алтайсельмаш. Он выпуска­ ет различные тракторные п л у г и , в том

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2