Сибирские огни, 1959, № 7
тракторного. Но кое-чем сельмашевцы гордятся перед тракторостроителями. Прежде всего, новым Домом культуры. Он одинаково наряден со всех сторон, так что сразу даже не определишь, где его фасад. С одной стороны - высокие квадратные колонны поддерживают лег кую арку крыши. С другой — полукруг лый портик с балконами окружает тоже полукруглую застекленную нишу. Такая архитектура как нельзя более соответ ствует расположению Дома культуры, который одинаково хорошо виден со всех сторон. Внутри его очень уютно. Полукруглое фойе с застекленными сте нами, просторный зрительный зал, ком наты для занятий, спортивный и лекци онный залы — все выполнено со вку сом. В Доме культуры есть свои само деятельные оркестры, хоровой и танце вальный коллективы. У сельмашевцев же, пожалуй, самая лучшая школа рабочей молодежи. Учи тельский коллектив этой школы под держивает тесную связь с заводом. В цехе нередко можно увидеть учительни цу, договаривающуюся с начальником цеха о переводе ее ученика в другую смену или беседующую с рабочим у стан ка. В школе хорошо оборудован физи ческий кабинет, спортивный зал. Многое можно рассказывать о досто примечательностях Рубцовска, но, не сомненно, главное его богатство — это заводы. И снова хочется обратиться к выразительным очеркам Луначарского 1929 года: «...Алтай не хочет развивать ся только как хлебная житница. Алтаю хочется индустриализироваться. Он крепко подумывает о том, чтобы где- нибудь, как можно ближе к нему, а ес ли возможно, то прямо у него, постро ен был бы большой сельмаги». Ныне Рубцовск — центр сибирского' тракторостроения. В годы Великой Оте чественной войны сюда был перебази рован Харьковский тракторный завод. И тотчас на помощь харьковчанам при шла молодежь из окрестных алтайских городов и сел. В неприспособленных по мещениях зернохранилищ в невероятно короткий срок коллектив смонтировал станки и машины. Через четыре месяца с момента прибытия первого эшелона рабочие уже собрали первый трактор марки АТЗ. Это было 24 августа 1942 года. В годы войны Алтайский тракторный был единственным заводом страны, выпускавшим тракторы. В день Победы, 9 мая 1945 года, коллектив выдал 100000-й трактор марки АТЗ. Вот он, гигант сибирского тракторо строения. Это целый городок с аллеями тополей и газонами, с многоэтажными корпусами, с автомобильными и желез нодорожными магистралями. Из цеха в цех здесь нередко ездят на машинах,— ведь чтобы пройти завод из конца в ко нец, требуется час-полтора, а то и боль ше. За высокими сводами цехов рождает ся сибирский трактор. В первые годы существования завода это был кероси новый НАТИ. Тот самый «Натик», что вызывает теперь снисходительную улыб ку трактористов. Но эта улыбка не вы зывает нашего сочувствия, нет1 Добрый старый НАТИ, он сослужил верную службу стране и в годы пятилеток, и в годы Отечественной войны. Право же, этой непритязательной машине стоит поставить вечный памятник славы! Выпуск первых керосиновых НАТИ на алтайской земле стоил заводу неве роятного труда,— машины выпускались одновременно с монтажом цехов. Но уже в то трудное время инженерный коллек тив завода создавал в чертежах трактор нового типа — дизельный ДТ-54. Да, именно Рубцовск является родиной этой широко известной машины. Наряду с выпуском основной продукции на протя жении почти всех военных лет цехи за вода изготовляли опытные образцы но вого трактора. Это были годы больших творческих исканий. Люди узнали и горечь времен ных неудач, и радость побед. Рвались гильзы двигателя нового трактора, н е годились поршневые пальцы... Да разве перечислишь все неурядицы тех лет. Все это осталось позади. Кто на заводе не помнит радостную встречу нового, 194.5 года! В эту новогоднюю ночь конструк торы и рабочие собрали первый дизель ный трактор! Через пять лет Сталин градский тракторный завод освоил мас совый выпуск этой машины. А с июня 1952 года трактор стали производить и на его родине, на Алтайском заводе. Сегодня на этом заводе вновь рож дается машина, будущее которой уже предопределено семилетним планом тракторостроения. Через год-два она за менит дизельный трактор ДТ-54. В декабре этого года в опытном цехе завода можно было наблюдать такую картину. Вокруг одного из тракторов суетились люди. Молодой смуглолицый человек в очках укладывал в кабину ка кие-то папки и бумажные свертки. В это время рабочие уже обшивали трактор тесом. В деревянные ящики укладыва лись какие-то детали. Это конструктор Октябрь, механик Садычко, трактористы Капустин и Марченко собирались в Среднюю Азию для испытаний нового трактора Т-4. У них солидный багаж: трактор, запасные части и материалы для ремонта машины. — Ничего не забыли? — волновался старый механик цеха Иван Кондратье- вич Смотриченко. Десять лет назад он вот так же собирал на испытания трак тор ДТ-54. Честно послужил людям этот работяга! Подошла пора и ему уступить дорогу молодому, более сильному. С начала войны построен в Рубцовске и завод сельскохозяйственного машино строения — Алтайсельмаш. Он выпуска ет различные тракторные п л у г и , в том
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2