Сибирские огни, 1959, № 7

ных залежей железной руды. Трудно пе­ реоценить важность этого открытия для будущего всего среднего Прииртышья. Клад железа лежит менее чем в двух­ стах километрах от Экибастуза — мощ­ ной энергетической базы, недалеко от Омска, с его развитой промышленно­ стью, в центре крупнейшего района ос­ военных целинных земель... Но это толь­ ко часть богатств среднего Приир­ тышья. В этом же районе лежит открытое не­ давно исключительно богатое месторож­ дение медных руд — Бощекульское. А к югу от Экибастуза в землях, дале­ ко еще полностью не обследованных, найдены новые месторождения каменно­ го угля — Майкубеньское и Шоптыкуль- ское. Там же находится и Майкаин, крупное полиметаллическое месторожде­ ние, где еще до 1941 г. началось соору­ жение центра цветной металлургии. Сейчас Майкаин превратился в большой промышленный поселок... Исключи­ тельны возможности в этой части При­ иртышья и для развития химической промышленности. Здесь много соленых и горько-соленых озер с неисчерпаемы­ ми запасами поваренной соли, мирабили­ та, соды. Запасы химического сырья создают прочный фундамент для разви­ тия мощной промышленности синтетиче­ ских материалов в городах Приир­ тышья. Давнишними и хроническими бичами этих мест были бездорожье и безводье. Сейчас приходит конец и этому. От Ом- .ска на юг лягут стальные рельсы новой железной дороги Омск—Ир­ тышское—Барнаул. Дорога будет про­ должена на 'запад до Кустаная и на юг до Экибастуза. Это будет новая Средне-Сибирская магистраль с ее ответ­ влениями. Она пройдет по богатейшим природными дарами местам Казахстана и Западной Сибири, оживит их, помо­ жет быстрее освоить богатства приир- тышских степей... Будет вдоволь и воды в этих степях. В конце 1957 г. было утверждено проектное задание на строи­ тельство водопровода от Иртыша в глубь степей. Вода пойдет по трубам в глубь це­ линных земель. Четыре насосные стан­ ции будут подавать под большим дав­ лением около 40 тысяч кубометров во­ ды в сутки. Уже началось строительст­ во водозаборного узла и прокладка труб этого крупнейшего в стране водо­ провода... Издавна славилось рудными богат­ ствами Алтайское Прииртышье, один из старейших промышленных центров За­ уралья. В 30-х годах раскрылись нам богатства Карагандинско-Джезказган­ ского района. Совсем недавно мы узна­ ли о неисчерпаемых сокровищах Тургая. На пороге нового семилетия перед нами вырисовывается контур мощного промы­ шленного узла Павлодар—Экибастуз, охватывающий южную часть среднего Прииртышья. Крепчайшая основа для развития производительных сил этого района нашей страны налицо — хлеб, уголь, металл... После поездок по степным дорогам я плыл на пароходе по Иртышу из Пав­ лодара в Омск. Мимо меня проходили берега знакомых с юности очертаний'— то высокие, обрывистые, обнажавшие древние рыжие глины, то пологие, по­ росшие травой и ивнякам. Казалось, что они мало изменились с тех пор, как трое юношей возвращались из Семипалатин­ ска в Омск после пешего перехода по до­ рогам Прииртышья. Так же, как тогда, катил свои желтые воды Иртыш, так же проносились перед пароходом быстрые стайки уток, а на дальних отмелях кра­ совались дикие лебеди... Но если тогда пустынна была эта тысячекилометровая водная дорога и событием было встре­ тить за сутки пароходик, тянущий баржу с лесом, сейчас то и дело встречаются нам суда, баржи, до­ верху наполненные золотым зерном целинных земель, машинами, строи­ тельными материалами. Деревни и станицы на берегах разрослись в по­ селки, и в их пейзажи уже вписыва­ лись как неизбежная и характерная де­ таль трубы каких-то заводов, заводи­ ков, предприятий, на горизонте часто рисовались караваны автомашин, силуэ­ ты комбайнов, плывущих по необозри­ мым полям пшеницы. Мимо парохода проплывала земля, полная труда и пло­ дов этого труда, а не спящая красави­ ца, ожидающая своего витязя, не спя­ щая красавица, о пробуждении которой мечтали юноши, путешествовавшие по этим местам тридцать лет назад...

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2