Сибирские огни, 1959, № 6
чется по комнатам и с укором глядит на людей. «То и дело он вскакивал на кровать и ложился на больного всей своей тяжестью. Сначала его прогоняли. Но вскоре заметили, что только так Се мен Гаврилович затихал и спал долго и крепко». Рука О. Перовской не дрогнула, когда писала эти страшные слова. До чего же должен быть одинок и несчастен Сердю ков, засыпающий от тепла своего четве роногого друга, и как ничтожно мелки по сравнению с собачьей привязанно стью чувства и поступки людей! Писательница уже в самом названии «Джан — глаза героя» неверно опреде лила идейную направленность повести. Не человек, сердцем, мыслью, всем су ществом своим продолжающий видеть мир, вступающий в него как борец, про должатель того дела, за которое дрался на фронте, стал центром внимания ху дожника. Нравственные и моральные проблемы не получают в книге высоко художественного воплощения. Остается рассказ о «глазах героя» — овчарке Джан. Рассказ порой увлека тельный, но противоречащий правде жизни и художественной правде. Б. И в н и к ШТАМП ВМЕСТО ПОИСКОВ некоторы е рассказы Н. Попова, вошедшие в книгу «Школьные ■будни»,1 можно прочитать с пользой для себя. В них высказаны верные мыс ли о воспитании детей школьного кол лектива, молодых учителей; в них есть интересные наблюдения и хорошие, опы том проверенные, предложения, есть за мечания, направленные против укоре нившихся шаблонов в практике школ. Бесспорно, Н. Попов — опытный учи тель, наблюдательный знающий чело век. К его советам и выводам нельзя не прислушаться. Но, читая эти его рассказы, никак не можешь сразу решить, что это такое — художественное произведение или педа гогический трактат в лицах? Родительский комитет пришел в дом инженера Болдырева и открыл ему гла за на недопустимое поведение его один надцатилетнего сына. Сначала инженер спорил с членами комитета, потом, нако нец, понял, что виноват сам, что он до сих пор ничего не сделал для сына. Все правильно, а между тем не испы 1 Н. Попов. Школьные будни. Томское кн. лзд-во, 1958, 74 стр. тываем мы радости оттого, что познако мились с членами родительского комите та, с инженером Болдыревым, во всем его семейством. Почему? Потому что это — вообще хорошие или нехорошие люди, в них нет ничего индивидуально го, зорко подмеченного писателем, свое го, они различимы лишь по именам. О Болдыреве, например, известно, что «это был мужчина лет тридцати пя ти, низенький, худощавый, с быстрыми движениями», что «костюм на нем си дел безукоризненно, галстук в белую горошину выглядел щегольски». Кроме, пожалуй, галстука, здесь ни что не тревожит наше воображение. Да и все-то описание внешности героя не кажется в рассказе обязательным, необ ходимым. Решительно ничего бы не из менилось, если бы Н. Попов написал: «Это был мужчина сорока пяти лет, вы сокий, толстый с медленными движени ями...» и т. п. Автор знает, что надо ри совать внешность героев, и он «рисует» ее чужими, не обязательными примель кавшимися словами, «рисует», ясно не представляя, зачем он это в данном слу чае делает. Инженер — явно персонаж отрица тельный. Поэтому даже тот факт, что он одет «безукоризненно» и «щеголь ски», звучит как обвинение. А стоит ему открыть рот, как он начинает говорить заведомую глупость. — Гм... Давайте побеседуем, хотя, от кровенно говоря, не вижу... не вижу осо бенной причины. Мальчик сыт, обут, одет. Этот человек сам учился в нашей школе, в нашем ВУЗе, работает на заво де и, конечно, отлично знает, что не о пище и одежде идет речь. Но автору по замыслу нужно, чтоб его герой выгля дел недалеким, чтоб он решительно ни чего не понимал в нормах нашей жизни. И потому перед нами встает не живой человек, а некая человеческая отрица тельная единица, голая абстракция, нуж ная только для того, чтобы подробно и обстоятельно доказать общеизвестную истину: воспитание ребенка — не только семейное дело. 'В рассказе «Семейное дело» дано: злая тетя мальчика, безвольная мама, равнодушный к сыну отец. Требуется узнать, что получится из ребенка в дан ной семье, если отличный во всех отно шениях родительский комитет не вме шается в его судьбу? Ответ ясен, как дважды два. Невольно думаешь: как же сложнее все это бывает в жизни, как непросто решаются на самом деле эти проблемы. Описательство вместо изображения, дидактизм вместо образного раскрытия идеи произведения, словесные штампы вместо настойчивых поисков своего сло га, своей интонации, самим писателем найденных деталей — вот основные не достатки рассказов Н. Попова. Что такое самый большой рассказ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2