Сибирские огни, 1959, № 6
бые стихи, и неудачные строки и стро фы. Но не о них речь. В целом книга— явление интересное. Она свидетельству ет о том, что в Горном Алтае растет та лантливый многообещающий поэт-лирик. А. П а л ь м О ПОВЕСТИ ОЛЬГИ ПЕРОВСКОЙ • З т о очень тревожно — писать о людях, обожженных пламенем войны. Писать, ловя себя на мысли, что вот ты совершенно здоров, перед тобой распахнут мир во всем своем великоле пии, а кто-то другой уже никогда не увидит, как в синеве майского неба ле тят птицы, не услышит звонких голосов детворы, не бросится догонять люби мую... Ты чем-то виноват перед тем, кто ослеп, когда вел на посадку подбитый самолет, кто, вызвав огонь на себя, уничтожил врагов, но и сам после кон тузии перестал слышать, кто под Сева стополем в тяжелом бою лишился ног... Нет, «виноват» — не то слово. Ты просто обязан всегда помнить, какой до рогой ценой заплачено за счастье сего дняшних дней, и если понадобится—без колебания отдашь свою жизнь во имя будущего. Капитан авиации Семен Гаврилович Сердюков, о котором рассказывается в повести Ольги Перовской «Джан — гла ва героя»1, был одним из тех, Кто шел к победе, задыхаясь, Не думал о себе в пути, Чтобы она была такая — Взглянуть — и глаз не отвести. В жестоком бою летчика тяжело ра нили. Госпиталь. Хлопоты врачей. За боты любящей женщины, которая с большим трудом разыскивает мужа. Скупая сцена свиданья. «Она шла спокойно, но, подойдя к кровати, пошатнулась и с заглушенным криком обвила руками забинтованную мумию. — Ну, вот и свиделись! — сказал доктор. — И зачем же теперь эти сле зы, а? — Это от радости, доктор! Это счаст ливые слезы... Мы поправим его мигом. Правда, доктор? Он ведь выносливый, закаленный с детства... Он ведь пасту шонком возрос...». И эта неожиданная в стенах военного 1 Ольга Перовская. Джан — глаза героя. Новосибирское кн. изд-во, 1958, 112 стр. госпиталя фраза о пастушонке как-то тепло, искренне раскрывает облик Сер дюкова, и в то же время многое го ворит о любви жены. Писательница стремится показать, как ослепший летчик постепенно воз вращается к жизни. Но это не совсем удается автору. В чем же просчет О. Перовской. Это очень ответственно — писать о людях, обожженных пламенем войны. Нужно обладать чутким сердцем и боль шой душевной щедростью, чтобы не сфальшивить, чтобы не дать увлечь се бя ложной занимательностью и мелодра матичностью. В какой-то мере Ольга Пе ровская понимала всю сложность стоя щей перед ней задачи. В книге есть страницы, написанные по-настоящему вдохновенно. Но писательница упустила главное — она очень слабо раскрыла в образе Сердюкова борца. В повести обойден тот психологический рубеж, когда после пережитых потрясений че ловек вновь возвращается к жизни, философски осмысливая действитель ность. Автор лишила Сердюкова права по- корчашнски взглянуть на мир, и это неизбежно обеднило его душевный об лик. Пропало героическое начало, то ве личие духа, так властно покоряющее нас в образах Павки Корчагина, летчи ка Мерееьева, ставшее неотъемлемой частью социального мироощущения каждого советского человека. В повести образ Сердюкова почти не развивается. Да писательница не особен но и заботится об этом. Ее внимание главным образом сосредоточено на ов чарке Джане, которая становится до брым другом, поводырем ослепшего лет чика. В известной мере любовь инвали да к овчарке помогает понять нам от дельные черты характера Сердюкова. Но хочет того или не хочет О. Перов ская, объективно получается так, что живые люди, окружающие Сердюкова, постепенно оттесняются на задний план. Писательница мастерски, гораздо ин тересней, чем домашних и товарищей Сердюкова, описывает поведение овчар ки, ее исключительную привязанность к хозяину. Эпизоды, когда Джан в пургу ■спасает Сердюкова, а потом тоскует по заболевшему, пожалуй, лучшие в кни ге. Они могли стать основой для само стоятельного короткого рассказа. Но ведь жанр повести претендует на глубо кий и всесторонний показ жизни, и этим нельзя пренебрегать. Рядом с почти че ловеческими переживаниями собаки не показаны большие чувства близких Сердюкова. Вот, например, как описы вается поведение домашних во время бо лезни Семена Гавриловича. «Все в доме сбились с ног: припарки, горчичники, мази. Что еще? Чем еще можно облег чить такие страдания?» Ни у жены, ни у дочери не оказы вается нужных слов. Только Джан ме
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2