Сибирские огни, 1959, № 6
копилась и зрела не без воздействия хо роших книг. Приобщение к классической литера туре — чудесный фактор в нравствен ном и духовном развитии молодежи, в становлении культуры чувств. К сожа лению, не очень многие писатели уделя ют ему достаточно внимания. Работая на фабрике «Светлана», Граня испытала на себе и отнюдь не благотворное влияние девушек, недале ких и легкомысленных. Девушки больше всего говорили и пели про «несчастную любовь», про «тайный плод в трепетных руках» и нередко свободу и равнопра вие женщин в простоте душевной пони мали как свободу нравов — все в соот ветствии с трудным бытом того време ни, когда совершалась ломка старого и пробивало пути новое, когда царил НЭП и пережитки прошлого причудливо пере плетались с новыми ростками. Но все дурное было органически чуждо Гране и не затронуло ее чистую натуру. Нет, она не была существом исключитель ным, но она была передовым, ищущим человеком. Она могла найти удовлетво рение только в труде на пользу Своему народу. Трудолюбие, коллективизм— самые су щественные качества советских людей. Особенно остро свое органическое един ство с народом Граня ощутила в тот день, когда по всей стране звучали тра урные мелодии: «Ты умер, Ильич, но жива РКП...». Через несколько лет Граня вступает в ряды РКП, и с тех пор каждый ее шаг, каждое душевное движение неотрывны от партия. Граня работает слесарем и ведет большую общественную работу, это — организация художественной са модеятельности, борьба с проституцией и спекуляцией, антирелигиозная пропа ганда, рабкоровская страда. События и лица, обрисованные скупыми, точными штрихами, приобретают большое обоб щающее значение. Вот Граня участвует в рейде, организованном для разоблаче ния спекулянтов бракованными лампоч ками. Она идет по адресам покупателей, и перед нами проходят представители разных слоев населения Петрограда тех лет. Среди них — пожилой мужчина, единственная реплика которого с голо вой выдает человека: — Не умеете делать, обратитесь к заграничным фирмам, — сказал он. — Довели до ручки. Кричат о великом пла не электрификации, а лампы делают ни кудышние. Активное участие в строительстве электростанций, борьба с бесхозяйст венностью в руководстве, против неве жества и рутины, за улучшение условий жизни трудящихся — вот вехи пути того комсомольского племени, к кото рому принадлежала Граня Соколова, вот содержание ее жизни. Рука об руку с Граней шла по жизни другая девушка-комсомолка, Фаина Гор ская. Фаина была яростной поборницей женского равноправия, которое она по нимала по-своему: не отказывалась от тяжелой мужской работы, одевалась, как мужчина, была независимой материаль но, курила махорку, отпускала крепкие словечки, бывало, даже ходила с ребя тами в пивную. При всем при том Фаи на была целомудренной девушкой. Но так уж у нее все сложилось: она росла сиротой, детство ее прошло- в детдоме,, в юности она подружилась с матросом, который исчез, оставив ей на память татуировку на груди. Немало их было- в ту пору, девушек трудной судьбы: из глубоких ям и ущелий, в которые их забросила жизнь, они дерзко и упрямо карабкались к светлым вершинам, их восхождение естественно сопровожда лось срывами и падениями. И грубыми они часто становились потому, что боя лись показаться слабыми. Но они н е были глухи к доброму слову, к учению. Вот характерный эпизод, нарисованный с тонким и теплым юмором. Фаина на писала в заводскую газету заметку, в; которой «призывала к порядку зарвав шегося феодала товарища Тараканова»: ему жена — «домашняя рабыня» — носила в судках горячие обеды. Редак тор газеты, столяр Харчевников, тактич но и убедительно растолковал ей, что «феодал Тараканов» — бывший боец. Красной Армии, у него прострелен жи вот и не всякую пищу он может есть. Жена любит его и заботится о нем. Что здесь плохого? Что зазорного в том, что женщина не работает и ведет хозяйство в доме, помогая в труде своим ближним? Этот урок заставил Фаину глубоко заду маться. Многое в характере Фаины — слу чайное, наносное, со временем это ис чезнет. В основе же у нее, как и у Гра ни, —- стремление быть полезной людям. Беспощадная к себе, она была готова любую красивую, но никчемную сверст ницу свою привлечь к суровому ответу словами Иосифа Уткина: «Что- же дали вы эпохе, живописная лахудра?!». Как и Граня, она вела непримиримое наступ ление на все, что мешало ей «бороться за победу коммунизма на всем земном шаре». В языке и стиле автора и действую щих лиц, в различнейших стихах и пес нях, вплетающихся в повествовательную ткань, в пестрых жизненных картинах, во всей образной системе романа Е. Ка- терли — неповторимые черты того ле гендарного десятилетия, которым начи нается новая эпоха в истории человече ства. Пафос романа — в утверждении нелегкой, но верной победы нового укла да жизни, в открытии ярких, живых и оригинальных женских характеров с их. непоколебимой верностью ленинским идеалам, с их вечной, непроходящей мо лодостью.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2