Сибирские огни, 1959, № 6

многие очерки на подобные темы. А «степень приближения к факту» — гра­ ница слишком неопределенная. Мы зна­ ем не только рассказы, но повести и ро­ маны (например, «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого, «Как закаля­ лась сталь» Н. Островского, «Молодая гвардия» А. Фадеева), в которых степень приближения к факту не меньшая, а, .может быть, и большая, чем скажем, у очерков В. Овечкина «Районные будни». Неубедительными нам кажутся и мысли автора о специфических путях типиза­ ции в очерке — «от конкретного к ти­ пическому», в отличие от рассказа, где якобы многие черты многих людей обоб­ щаются и конкретизируются в одном лице. Известно, что оба эти пути типи­ зации одинаково правомерны как в очер- не, так и других жанрах художествен­ ной литературы. Путь от «конкретного к типическому» характерен для художественных произ­ ведений всех жанров, у которых в ос­ нову образов положены определенные прототипы. Следовательно, ни «степень прибли­ жения к факту», ни оперативность, ни типизация от «конкретного к типиче­ скому», которые, конечно, определен­ ным образом характеризуют очерк, не раскрывают всей его спецификации. В работе Э. Бурмакина, как в зеркале, видны недостатки всей критической ли­ тературы об очерке, в которой до сих пор не дано убедительного решения мно­ гих вопросов специфики очерка как жанра. Томск — город давних университет­ ских традиций, в котором литературове­ дение всегда находило своих горячих, заинтересованных сторонников. И сейчас он располагает значительными силами критиков и литературоведов, которым по плечу профессиональное освещение вопросов развития советской литерату­ ры. Читатель альманаха тут вправе ждать от них литературно-критических работ, более совершенных и более зло­ бодневных. Ф . В а с и л ь е в а БЕЧНО МОЛОДЫЕ £ сть произведения, в которых вы­ ражены самые сокровенные, са­ мые заветные переживания автора, его глубоко личные впечатления и раздумья. Такие произведения отличаются несом­ ненной искренностью и достоверно- •стью. Одним из таких произведений нам представляется неоконченный роман Е. Натерли — «Жизнь Грани Соколо­ вой»1. Нет, это не автобиография, хотя за образом главной героини безошибоч­ но угадывается образ писательницы. Это — биография целого поколения лю­ дей, на долю которых выпал нелегкий труд первых пятилеток, героические битвы Отечественной войны и послево­ енные свершения. Преждевременная смерть помешала Е. Натерли осущест­ вить свой замысел до конца: повествова­ ние обрывается на событиях тридцатых годов. Главные герои романа еще не до­ стигли зрелого возраста, они останутся жить среди нас вечно молодыми. Мы не знаем, какие конкретные судьбы их ожи­ дали в дальнейшем, но можем с уверен­ ностью предполагать, как развивались их характеры, главные черты которых уже определились: это — принципиаль­ ность и активность хозяев жизни, стрем­ ление отдать все свои силы делу Ленина и вера в торжество коммунисти­ ческих идеалов. В этом они останутся верными себе до конца. Содержание первых двух глав рома­ на — боевая комсомольская молодость, трудный путь духовного и общественно­ го созревания новой женщины, трудо­ вые подвиги первостроителей, их нелег­ кий быт и неповторимый облик. В гуще этой жизни — комсомолка Граня Соко­ лова. Шаг за шагом прослеживает писа­ тельница судьбу своей героини, через факты биографии раскрывая развитие и становление ее характера. Граня Соколова рано лишилась роди­ телей и с малых лет должна была зара­ батывать себе на жизнь. Большую роль в ее нравственном и духовном росте сыграл доктор больницы, где она рабо­ тала няней, и раненый комиссар, за ко­ торым она ухаживала. Полюбив смыш­ леную и трудолюбивую девчушку, ко­ миссар взялся руководить ее образова­ нием. На годы вперед он продиктовал ей программу чтения. «Севастопольские рассказы», «Домби и сын», «(Преступ­ ление и наказание», «Евгений Оне­ гин» — это были книги, зародившие в юной душе много добрых зерен. К этим книгам Граня возвращалась во всех трудных случаях своей жизни, в них искала ответы на все вопросы, которые у нее возникали. Когда эта деревенская девушка июньскими белыми ночами бро­ дила по улицам Петрограда, зачарован­ ная его сказочной красотой, она, как свои, повторяла бессмертные пушкин­ ские строки о нем. А когда человек, которого Граня по­ любила первой светлой девической лю­ бовью, повел себя недостойно и пошло, сна нашла в себе достаточно моральной силы, чтобы порвать с ним, — эта сила 1 Е. Натерли. Жизнь Грани Соколовой. Ро­ ман. — «Нева», 1958. № 10.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2