Сибирские огни, 1959, № 6
многие очерки на подобные темы. А «степень приближения к факту» — гра ница слишком неопределенная. Мы зна ем не только рассказы, но повести и ро маны (например, «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого, «Как закаля лась сталь» Н. Островского, «Молодая гвардия» А. Фадеева), в которых степень приближения к факту не меньшая, а, .может быть, и большая, чем скажем, у очерков В. Овечкина «Районные будни». Неубедительными нам кажутся и мысли автора о специфических путях типиза ции в очерке — «от конкретного к ти пическому», в отличие от рассказа, где якобы многие черты многих людей обоб щаются и конкретизируются в одном лице. Известно, что оба эти пути типи зации одинаково правомерны как в очер- не, так и других жанрах художествен ной литературы. Путь от «конкретного к типическому» характерен для художественных произ ведений всех жанров, у которых в ос нову образов положены определенные прототипы. Следовательно, ни «степень прибли жения к факту», ни оперативность, ни типизация от «конкретного к типиче скому», которые, конечно, определен ным образом характеризуют очерк, не раскрывают всей его спецификации. В работе Э. Бурмакина, как в зеркале, видны недостатки всей критической ли тературы об очерке, в которой до сих пор не дано убедительного решения мно гих вопросов специфики очерка как жанра. Томск — город давних университет ских традиций, в котором литературове дение всегда находило своих горячих, заинтересованных сторонников. И сейчас он располагает значительными силами критиков и литературоведов, которым по плечу профессиональное освещение вопросов развития советской литерату ры. Читатель альманаха тут вправе ждать от них литературно-критических работ, более совершенных и более зло бодневных. Ф . В а с и л ь е в а БЕЧНО МОЛОДЫЕ £ сть произведения, в которых вы ражены самые сокровенные, са мые заветные переживания автора, его глубоко личные впечатления и раздумья. Такие произведения отличаются несом ненной искренностью и достоверно- •стью. Одним из таких произведений нам представляется неоконченный роман Е. Натерли — «Жизнь Грани Соколо вой»1. Нет, это не автобиография, хотя за образом главной героини безошибоч но угадывается образ писательницы. Это — биография целого поколения лю дей, на долю которых выпал нелегкий труд первых пятилеток, героические битвы Отечественной войны и послево енные свершения. Преждевременная смерть помешала Е. Натерли осущест вить свой замысел до конца: повествова ние обрывается на событиях тридцатых годов. Главные герои романа еще не до стигли зрелого возраста, они останутся жить среди нас вечно молодыми. Мы не знаем, какие конкретные судьбы их ожи дали в дальнейшем, но можем с уверен ностью предполагать, как развивались их характеры, главные черты которых уже определились: это — принципиаль ность и активность хозяев жизни, стрем ление отдать все свои силы делу Ленина и вера в торжество коммунисти ческих идеалов. В этом они останутся верными себе до конца. Содержание первых двух глав рома на — боевая комсомольская молодость, трудный путь духовного и общественно го созревания новой женщины, трудо вые подвиги первостроителей, их нелег кий быт и неповторимый облик. В гуще этой жизни — комсомолка Граня Соко лова. Шаг за шагом прослеживает писа тельница судьбу своей героини, через факты биографии раскрывая развитие и становление ее характера. Граня Соколова рано лишилась роди телей и с малых лет должна была зара батывать себе на жизнь. Большую роль в ее нравственном и духовном росте сыграл доктор больницы, где она рабо тала няней, и раненый комиссар, за ко торым она ухаживала. Полюбив смыш леную и трудолюбивую девчушку, ко миссар взялся руководить ее образова нием. На годы вперед он продиктовал ей программу чтения. «Севастопольские рассказы», «Домби и сын», «(Преступ ление и наказание», «Евгений Оне гин» — это были книги, зародившие в юной душе много добрых зерен. К этим книгам Граня возвращалась во всех трудных случаях своей жизни, в них искала ответы на все вопросы, которые у нее возникали. Когда эта деревенская девушка июньскими белыми ночами бро дила по улицам Петрограда, зачарован ная его сказочной красотой, она, как свои, повторяла бессмертные пушкин ские строки о нем. А когда человек, которого Граня по любила первой светлой девической лю бовью, повел себя недостойно и пошло, сна нашла в себе достаточно моральной силы, чтобы порвать с ним, — эта сила 1 Е. Натерли. Жизнь Грани Соколовой. Ро ман. — «Нева», 1958. № 10.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2