Сибирские огни, 1959, № 6
пу», поэмы А. Смердова «Товарищ Ва лерьян», Ивана Дремова «Комиссар», романы С. Голубова «Когда крепости не сдаются» и В. Юрезанского «Покорение реки». Н. Антропянский показывает, что Куйбышев в советской художествен ной литературе изображается с особой теплотой и любовью. Перед читателем встает образ обаятельного человека, мужественного революционера, выдаю щегося государственного деятеля, само отверженного борца за дело комму низма. Правда, автор ограничивается только раскрытием того, что говорится в той или иной книге о Куйбышеве, и совсем обходит вопросы, как говорится, в чем заслуга писателей в создании образа. Однако следует помнить, что статья на писана к 70-летию со дня рождения Куйбышева и вполне отвечает своему назначению. В исследованиях Н. Киселева «О дра матическом конфликте пьес Н. Погоди на» и В. Яценко «О романтической ли нии рассказов К. Г. Паустовского» рас сматриваются важнейшие стороны ма стерства двух выдающихся советских пи сателей. Н. Киселев подчеркивает, что верное понимание драматического конф ликта имеет определяющее значение для правильного толкования идейно-темати ческого содержания и образов пьес и убедительно подкрепляет эту мысль ана лизом пьес Н. Погодина «Человек с ружь ем» и «Кремлевские куранты». Он от вергает попытки ошибочных толкований конфликта пьесы «Человек с ружьем», как «столкновение противоборствующих в эпоху революции лагерей», попытки отнести пьесу «Кремлевские куранты» к числу бесконфликтных и дает свое, на наш взгляд, правильное толкование художественной природы конфликтов в этих выдающихся пьесах драматурга. Показывая несостоятельность попыток вульгарного отождествления конфликта пьесы «Человек с ружьем» с главным конфликтом эпохи, автор выдвигает и обосновывает ряд интересных положе ний о художественных особенностях пьес «Человек с ружьем» и «Кремлев ские куранты». Однако анализ только двух пьес, хотя и самых значительных, не дает возмож ности сделать вывод об особенностях драматического конфликта в целом, как это требует заглавие статьи. В статье освещается, по сути дела, лишь часть этой проблемы. Особенно нельзя было обойти молчанием неудачные пьесы Н. Погодина «Джиоконда», «Моль», «Лодочница» и др., в которых, несмот ря на значительность замысла, автора достигли серьезные неудачи. В статье «О романтической линии рассказов К. Г. Паустовского» интерес ной является попытка проследить рож дение в творчестве писателя романтики нового типа, революционной романтики, составляющей одну из особенностей со циалистического реализма. Полемизируя с критиками, рассматривающими ранний романтизм К. Г. Паустовского как толь ко подражание А. Грину, В. Яценко, анализируя рассказы писателя 20-х гг. и сопоставляя их с произведениями А. Грина, показывает, что уже в раннем творчестве писателя, несмотря на влия- йие эстетики пассивного романтизма, от четливо проявились тенденции, отлича ющие его романтику от гриновской и де лающие закономерным его приход к со циалистическому реализму. Это сделано в статье убедительно, мотивированно. А вот дальнейшая эволюция зрелого Па устовского, ставшего на позиции социа листического реализма, «процесс про никновения в романтику советской дей ствительности», особенности его лирико- романтического стиля, в статье почти не раскрыты. И это понятно. Из современ ных произведений Паустовского ни одно не рассмотрено обстоятельно. Начиная от «Кара-Бугаза», творчество Паустов ского рассматривается как-то изолиро ванно от становления революционной романтики в советской литературе, вне связи с такими писателями, как, напри мер, Каверин, Горбатов, Гончар, в творчестве которых романтическая ли ния проявляется особенно отчетливо и с которыми у Паустовского много общего и отличного. Поэтому для читателя не совсем ясно ни то, в чем своеобразие «лирико-романтического видения мира» Паустовского, ни то, как этому виде нию по-своему подчинены и принципы раскрытия характера, и пейзаж, и в це лом вся архитектоника произведений. В статье Э. Бурмакина «Боевой жанр», которой завершается раздел альманаха, поднимается одна из нетро нутых проблем в нашей критике — про блема художественного очерка в Сиби ри. Но автор ограничивается разговором об очерках С. Залыгина, П. Воронина и одной книги альманаха «Енисей». Да и здесь он касается только отдельных сторон этих очерков, что не дает, не смотря на ряд верных положений и на блюдений, представления ни об особен ностях очерков С. Залыгина и П. Воро нина, ни тем более о состоянии очер ка в Сибири. Попытка же сделать неко торые выводы об очерке как жанре, об отличии его от рассказа не убедительна. Автор предлагает считать определяющи ми в очерке в сравнении с рассказом «степень приближения к факту» («у очерка она всегда будет больше») и опе ративность. Однако эти критерии несо стоятельны, ибо из практики известно, что рассказ, как жанр, не менее опера тивен, чем очерк. Больше того, неред ко рассказы оказываются оперативнее очерка. Достаточно вспомнить рассказы JI. Соболева «Морская душа», «Расска зы Ивана Сударева» А. Толстого, «Рас сказы о солдатской душе» Б. Горбато ва и др., которые в дни Великой Отече ственной войны появились раньше, чем:
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2