Сибирские огни, 1959, № 6

мановой. В ее неусыпных заботах о лю­ дях, заполнивших день с раннего утра до позднего вечера, раскрываются заме­ чательные черты советских людей стар­ шего поколения, которые, уходя на пен­ сию, не освобождают себя от обязанно­ стей перед коллективом. В маленьких, будничных делах вырастает большое счастье человека, счастье от сознания, что ты нужен людям — такова мысль очерка. Если бы автор дал более вы­ разительный портрет героини, отметил живые приметы времени, подчеркнул одну-две характерные детали из биогра­ фии Чумановой, очерк стал бы еще бо­ лее содержательным и интересным. Два других расссаза — «Новое чув­ ство» К. Охапкиной и «Разные люди» Вадима Иванова — бедны по содержа­ нию. В рассказе «Чувство нового» авто­ ру не удалось незначительному жизнен­ ному факту — выезд художника в зим­ ний морозный день на этюды — при­ дать характер обобщения и художест­ венной значимости. Главная мысль — художники становятся «участниками большого общего дела и к ним приходит новое чувство слаженности и единения со всей этой многоликой, задорной мас­ сой молодежи стройки» — не нашла до­ стойного воплощения в материале. В ней автор не открывает ни одной грани, ко­ торая могла бы порадовать читателя сво­ ей глубокой жизненностью и свежестью. О рассказе «Разные люди» Вадима Иванова надо сказать особо. Он занима­ ет в журнале почти половину раздела. Автор его — не новичок в литературе, а писатель с немалым литературным опытом и профессиональными навы­ ками. Суть рассказа в том, что врач Попут­ ный, оказавшись случайным свидетелем смерти молодой женщины, матери четы­ рехлетнего ребенка, и узнав в ней свою прежнюю жену, которую когда-то обма­ нул и бросил, женившись на другой, не признает в ребенке своего сына и отка­ зывается от него. Другой человек, уча­ стковый милиционер Бочкарев, которо­ му по долгу службы пришлось зани­ маться и делом о смерти, и устройст­ вом ребенка, разоблачает Попутного и усыновляет осиротевшего мальчика. Перед нами действительно разные люди. Но разве писателю, как и читате­ лю, неизвестно, что в жизни, кроме бла­ городных людей, есть, к сожалению, и мерзавцы. Рассказанное В. Ивановым могло стать явлением искусства только при условии создания яркой индивиду­ альной обстановки, которая бы объяс­ няла неизбежность случившегося, при условии глубокого анализа характеров и психологии данных персонажей. К со­ жалению, ни того, ни другого нет, хотя рассказ и по объему, и по характеру са­ мих событий позволял это сделать. Все, что мы узнаем о молодой женщине и ее взаимоотношениях с Попутным, не раскрывает трагизма ее положения и недостаточно обличает в Попутном мер­ завца. Сцена же, изображающая Попут­ ного дома наедине с самим собой и в обществе своей новой жены, к этому ни­ чего не добавляют и по существу линь ние в рассказе. А разговора милицио­ нера с Попутным оказалось недостаточ­ но. Жизненный принцип Попутного «жизнь есть жизнь, и в ней каждый, как умеет, борется за свое счастье» остает­ ся нераскрытым, а характер незавер­ шенным. Не раскрыто богатство и душевная красота Бочкарева, отчего поступок его- мало мотивирован, а радость — неубе­ дительна. В рассказе много малозначи­ тельного или совсем ненужного. Помимо сцены из домашней жизни Попутного, которая, как было уже сказано, не не­ сет почти никакой смысловой нагрузки, очень растянуто вступление, оно зани­ мает две с половиной страницы из шест­ надцати, а смысл только в том, чтобы сказать, что с молодой женщиной слу­ чился припадок и она попадает в боль­ ницу. Таким образом, ни значительность темы и замысла, ни профессиональные навыки, которые обнаруживает автор, не делают вещь интересной, потому что у автора оказалось недостаточно «строи­ тельного материала», жизненных наблю­ дений, чтобы придать . рассказу ориги­ нальный характер. Общий недостаток беллетристическо­ го отдела альманаха, помимо уже отме­ ченных, на наш взгляд, состоит в том, что в его прозе и стихах, поднимаю­ щих хотя и важные темы, не чувствует­ ся большой, напряженной трудовой сего­ дняшней жизни Сибири. Создается впе­ чатление, что авторы находятся в плену книжных представлений о жизни, чуть- чуть разбавленных своими непосредст­ венными впечатлениями, наблюдениями. В разделе «Критика и литературове­ дение» напечатано восемь статей, инте­ ресных по темам и разнообразных по жанрам. Кроме весьма беглых обзорных статей «Образ Ленина в русской лите­ ратуре» Н. Бабушкина и «В. И. Ленин в устной поэзии народов Сибири» Я. Ко­ шелева, здесь помещены: статья Н. Ант- ролянского «В. В. Куйбышев в художе­ ственной литературе», исследования Н. Киселева «О драматическом конфлик­ те пьес Н. Погодина», В. Яценко «О ро­ мантической линии рассказов К. Г. Па­ устовского», рецензия С. Астафьевой на повесть В. Иванова «Однажды ле­ том», критическая статья Э. Бурмакина «Боевой жанр (Заметки об очерке)» и др. В статье Н. Антропянского «В. В. Куйбышев в художественной литерату­ ре» делается первая попытка в нашей критике, осмыслить изображение совет­ скими писателями одного из крупней­ ших деятелей большевистской партии и Советского государства В. В. Куйбыше­ ва. В статье рассматриваются рассказ Андрея Голова «Путешествие в Евро­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2