Сибирские огни, 1959, № 6
мановой. В ее неусыпных заботах о лю дях, заполнивших день с раннего утра до позднего вечера, раскрываются заме чательные черты советских людей стар шего поколения, которые, уходя на пен сию, не освобождают себя от обязанно стей перед коллективом. В маленьких, будничных делах вырастает большое счастье человека, счастье от сознания, что ты нужен людям — такова мысль очерка. Если бы автор дал более вы разительный портрет героини, отметил живые приметы времени, подчеркнул одну-две характерные детали из биогра фии Чумановой, очерк стал бы еще бо лее содержательным и интересным. Два других расссаза — «Новое чув ство» К. Охапкиной и «Разные люди» Вадима Иванова — бедны по содержа нию. В рассказе «Чувство нового» авто ру не удалось незначительному жизнен ному факту — выезд художника в зим ний морозный день на этюды — при дать характер обобщения и художест венной значимости. Главная мысль — художники становятся «участниками большого общего дела и к ним приходит новое чувство слаженности и единения со всей этой многоликой, задорной мас сой молодежи стройки» — не нашла до стойного воплощения в материале. В ней автор не открывает ни одной грани, ко торая могла бы порадовать читателя сво ей глубокой жизненностью и свежестью. О рассказе «Разные люди» Вадима Иванова надо сказать особо. Он занима ет в журнале почти половину раздела. Автор его — не новичок в литературе, а писатель с немалым литературным опытом и профессиональными навы ками. Суть рассказа в том, что врач Попут ный, оказавшись случайным свидетелем смерти молодой женщины, матери четы рехлетнего ребенка, и узнав в ней свою прежнюю жену, которую когда-то обма нул и бросил, женившись на другой, не признает в ребенке своего сына и отка зывается от него. Другой человек, уча стковый милиционер Бочкарев, которо му по долгу службы пришлось зани маться и делом о смерти, и устройст вом ребенка, разоблачает Попутного и усыновляет осиротевшего мальчика. Перед нами действительно разные люди. Но разве писателю, как и читате лю, неизвестно, что в жизни, кроме бла городных людей, есть, к сожалению, и мерзавцы. Рассказанное В. Ивановым могло стать явлением искусства только при условии создания яркой индивиду альной обстановки, которая бы объяс няла неизбежность случившегося, при условии глубокого анализа характеров и психологии данных персонажей. К со жалению, ни того, ни другого нет, хотя рассказ и по объему, и по характеру са мих событий позволял это сделать. Все, что мы узнаем о молодой женщине и ее взаимоотношениях с Попутным, не раскрывает трагизма ее положения и недостаточно обличает в Попутном мер завца. Сцена же, изображающая Попут ного дома наедине с самим собой и в обществе своей новой жены, к этому ни чего не добавляют и по существу линь ние в рассказе. А разговора милицио нера с Попутным оказалось недостаточ но. Жизненный принцип Попутного «жизнь есть жизнь, и в ней каждый, как умеет, борется за свое счастье» остает ся нераскрытым, а характер незавер шенным. Не раскрыто богатство и душевная красота Бочкарева, отчего поступок его- мало мотивирован, а радость — неубе дительна. В рассказе много малозначи тельного или совсем ненужного. Помимо сцены из домашней жизни Попутного, которая, как было уже сказано, не не сет почти никакой смысловой нагрузки, очень растянуто вступление, оно зани мает две с половиной страницы из шест надцати, а смысл только в том, чтобы сказать, что с молодой женщиной слу чился припадок и она попадает в боль ницу. Таким образом, ни значительность темы и замысла, ни профессиональные навыки, которые обнаруживает автор, не делают вещь интересной, потому что у автора оказалось недостаточно «строи тельного материала», жизненных наблю дений, чтобы придать . рассказу ориги нальный характер. Общий недостаток беллетристическо го отдела альманаха, помимо уже отме ченных, на наш взгляд, состоит в том, что в его прозе и стихах, поднимаю щих хотя и важные темы, не чувствует ся большой, напряженной трудовой сего дняшней жизни Сибири. Создается впе чатление, что авторы находятся в плену книжных представлений о жизни, чуть- чуть разбавленных своими непосредст венными впечатлениями, наблюдениями. В разделе «Критика и литературове дение» напечатано восемь статей, инте ресных по темам и разнообразных по жанрам. Кроме весьма беглых обзорных статей «Образ Ленина в русской лите ратуре» Н. Бабушкина и «В. И. Ленин в устной поэзии народов Сибири» Я. Ко шелева, здесь помещены: статья Н. Ант- ролянского «В. В. Куйбышев в художе ственной литературе», исследования Н. Киселева «О драматическом конфлик те пьес Н. Погодина», В. Яценко «О ро мантической линии рассказов К. Г. Па устовского», рецензия С. Астафьевой на повесть В. Иванова «Однажды ле том», критическая статья Э. Бурмакина «Боевой жанр (Заметки об очерке)» и др. В статье Н. Антропянского «В. В. Куйбышев в художественной литерату ре» делается первая попытка в нашей критике, осмыслить изображение совет скими писателями одного из крупней ших деятелей большевистской партии и Советского государства В. В. Куйбыше ва. В статье рассматриваются рассказ Андрея Голова «Путешествие в Евро
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2