Сибирские огни, 1959, № 6
Образное противопоставление «тепло го» и «жаркого» еще и чисто поэтиче ски усиливает прямой смысл этих строк. Идейность и художественность в един стве создают сильный накал. Есть еще у нас обыватели, которые по рой говорят о «теплых местечках», имея в виду весь партийный актив, в широком смысле. Чикин с негодованием отвечает им. В самом деле, какие там теплые местечки, когда коммунисты работают на самых ответственных местах? А в на шу бурную эпоху великих свершений и огромной требовательности ответствен ное место «тепленьким» не бывает. Наконец, сами эпизоды приобретают публицистический пафос. Село хоронит деда Ершова, старого коммуниста, ге роически погибшего во время посевной. Не могут найти в селе траурной ленты на знамя. Тогда коммунисты решают хоронить Ершова не под траурным, а под боевым красным знаменем: Коммунисты и на смерть шагают под знаменем красным, пусть Ершов и в бессмертье под знаменем этим идет! И вот заключительный эпизод поэмы. Непогода грозит хлебу. Надо спасать зерно. Но людей нет: одни в ночных бригадах, другие только что вернулись с полей, и на рассвете им снова идти на труд. Тогда лирический герой поэмы ре шает: из находящихся в селе собрать только коммунистов — они выдержат бессонную ночь. Тридцать два члена партии состоит на учете. Но на зов собралось гораздо больше. И герой по-новому смотрит на знакомых людей, которые — ...ночью вот этой мглистою — сердце звало — пришли сюда, чтоб считать себя коммунистами, партбилетов нет — не беда. Он говорит всем собравшимся людям, всем вместе: — Коммунисты — вперед! Поэма закончена, мысли ее заверше ны. Но нам многое дано для размышле ний, для собственных выводов. Вступле ние в поэму посвящено облику комму ниста, концовка расширяет понятие «коммунист» до всего советского наро да. Весь наш народ — народ коммуни стической складки. А Дудкины — от дельные пятна, которые предстоит вы водить. Члены партии — плоть от пло ти народа, они лишь правофланговые в общем строю: «Я же партии рядовой и народа правофланговый». Безусловно, в поэме есть недостатки. Лирическая линия проведена шаблонно, образ любимой не разработан, он менее дорог для нас, чем образ Константина Санникова. Автор проявил творческую смелость и в форме поэмы, и в подходе к материалу. Но не достало у него сме лости отказаться вообще от любовной линии в публицистической поэме. Побо ялся, по-видимому, что «сухо» будет. Л. Чикин ни в поэме, ни в двух первых книжках не проявил себя, как лириче ский поэт. Что ж, по-видимому, граждан ская, публицистическая поэзия — глав ное свойство его таланта. Но каждый поэт должен совершен ствовать свои способности, раздвигать их горизонт. И если, например, Е. Стю арт надо внести в свои стихи больше общественно значимых чувств и мыслей, то Л. Чикину необходимо овладевать изображением тонких движений челове ческой души, «психологической живо писью». Можно привести примеры языковых небрежностей в поэме, строф, где стихи вдруг звучат плохой прозой. Молодой поэт впервые взялся за круп ное произведение, взвалил на свои пле чи очень сложную задачу. И, в основном, с ней справился. Отдельные недостатки не в силах зачеркнуть главного: страст ного биения большой жизни. Заметки о произведениях, созданных в последнее время сибирскими поэтами, не могут претендовать на полноту. У автора и не было задачи проанализиро вать буквально каждый сборник, каж дое стихотворение. Хотелось в меру сил лишь выявить главные тенденции в ра боте поэтов, отобрать, по возможности, лучшее. И к нему с полным правом мы можем отнести и поэму JI. Чикина «Горя чее время», и книгу Л. Решетникова «Походные костры», и лучшие стихи И. Луговского, Б. Каурова, К. Лисов ского, Н. Перевалова, Е. Стюарт, и «Балладу о тополях», «Разговор о зер калах» М. Сергеева, и «Цену времени», «Цветы навстречу солнцу раскрывают ся» Л. Рубцовой, и «Дом Ленина», «Сол датское пение» И. Фонякова, и «Тиши ну» А. Кухно, и «Стихи о башмаках», «Птенец» Е. Жилкиной, и «Мастера» В. Киселева. И все же перед нами далеко не пол ностью предстает многообразная, много шумная, кипучая жизнь советской Си бири в широкой гамме чувств и мыслей ее строителей и преобразователей. Очень бледно пока изображен в поэзии рабочий человек, слабо коснулся стра ниц поэтических книжек ветер великих строек, буря богатых и сильных чувств нашего современника. Наша жизнь кол лективно воссоздается поэтами. И чем требовательней будет каждый из них к своему творчеству, чем теснее связан с жизнью, тем щедрее все они вместе при несут в закрома советской литературы полновесное зерно большой правды жизни.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2