Сибирские огни, 1959, № 6

В другом стихотворении поэт заявля­ ет, что «мальчишкам этим» предстоит: Взять защиту мира на планете. А ведь мир на мужестве стоит. Насколько вернее, гражданственнее звучат такие стихи, чем те стихотворе­ ния о защите мира, которые проникну­ ты каким-то пацифистским душком. Рассказывая о Венгрии, поэт ищет там не национальных отличий, а соци­ альной общности с нами. Он знакомится с будапештской комсомолкой Илоной, ходит с ней по стройкам: И вспомнились нам — Не впервые — Иных первостроек леса, Тридцатые голы кп\'" а И наших подруг голоса. Приезжает поэт в венгерскую дерев­ ню, и вначале она представляется ему совсем чужой: «поля поуже», заборы повыше, злее псы. Но встречается он с крестьянами, ощущает их гостеприим­ ство, видит в избе портрет Ленина,— и уже кажется ему все кругом знакомым, как на родной стороне. О дружбе, скрепленной кровью, напо­ минают ему «обелиски над могилами русских солдат». Книга Решетникова сочетает в себе поэтическую силу с политической страстностью. К сожалению, есть и в ней холодные, риторические стихи. Например, «Дана нам память цепкая в наследство», «Ког­ да примкнув граненые штыки» и неко­ торые другие. В них отсутствуют само­ стоятельные мысли и свежие образы. Это опять повторение известного, от ко­ торого следовало бы избавиться всем поэтам. «Горячее время» Леонида Чикина — единственная поэма, написанная в 1958 году в Сибири. Герои ее — рядовые коммунисты, работающие в деревне. Ав­ тор упорно подчеркивает обычность, за­ урядность своих героев и места, где им приходится действовать. На время зол. Оно неумолимо И никогда служить не хочет мне: был мал — война прогрохотала мимо, а старше стал — как прежде, в стороне, — говорит о себе лирический герой. На войну не взяли по молодости, а на целину — пожилой стал для комсо­ мольского призыва. Это же судьба цело­ го поколения наших дней! И любимая героя — самая обыкно­ венная девушка: «Не красавица ты, ко­ нечно», «у многих встречных нахожу я твои черты». И работать ему пришлось в колхозах, где нет настоящего целинного размаха, где «у пашен, у болот да у лесочков за­ терялась по клочочкам, по кусочкам плодородная забытая земля». Этого рядового, обыкновенного чело­ века партия облекает своим доверием, посылая организовать подъем целины как раз в те колхозы, где она «по кло­ чочкам». И какой великий смысл сразу приобретает его деятельность! Потому,, что он выполняет поручение партии, по­ тому, что он — коммунист. Не успел на войну. Не ложился я грудью на дот. На себя не просил я огня дальнобойных орудий. Я не вел за собою, меня выводили вперед поседевшие, старшие стажем, партийные люди. А теперь он сам впереди, за ним смотрит партия: сможет ли он? Я смогу, потому — что у сердца ношу партбилет; я дойду — мне по силам любая дорога. Поэма построена своеобразно. Сюжет в обычном понимании, как развитие и столкновение характеров, не является в ней главным. Это не эпическая или ли­ рическая поэма, а публицистическая. То, что в других поэмах можно было бьг назвать публицистическими отступлени­ ями, здесь не «отступления», а суть поэмы — ее дух, ее главная движущая сила. 'Своеобразное идейно-художествен­ ное воздействие поэмы заключается в том, что сюжетные эпизоды неразрывно слиты с публицистикой. Публицистика поднимает их, наполняет высоким смыс­ лом, а они конкретизируют, делают предметной и образной публицистику. Конфликт с Дудкиным, противником распашки пустошей, как бы концентри­ руется и раскрывается в своей глубин­ ной сути — в эпизоде, который перехо­ дит в публицистический монолог. Дудкин бросает упрек секретарю рай­ кома Белову, что «там, на теплых мес­ течках, сверху... Им все равно». У Бело­ ва «щеки бледнеют», «взгляд недобрым сверкнул огоньком», но он спрашивает тихо и вежливо, «он это умеет»: — На теплых? Ты это о ком? И вот лирический герой, не в силах сдержать своего негодования, своей пар­ тийной страстности, прерывает и Дудки- на, и Белова, и сюжетный эпизод: Но вежливость к черту сейчас! Уже не могу я сдержаться. — Кто дал тебе право о нас такими словами бросаться? Герой, работающий, как говорится «в глубинке», не отделяет себя от всех коммунистов без различия их постов — «сверху» ли, снизу ли. Не ищем мы места теплее, где жарче мы ищем, где сталь сдает и не может не сдаться, где жить собираясь до ста, сгорают партийные в двадцать. От жара сгорали сердца, рубахи сгнивали от пота... Плевать на слова подлеца: «На тепленьком месте работа»... С боями идем по земле, с сердцами, горящими ярко! Не надо местечка теплей — везде коммунистам жарко...

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2