Сибирские огни, 1959, № 6

тщательнее отобрать в сборник стихи, то она выступила бы еще 'более концент­ рированно и впечатляюще. А сейчас мы, например, читаем: Скоро, скоро, новоселов радуя, хлынут по раздолью зеленя. („Вторая весна"). И пшеницей — русскою красавицей зашумят безбрежные поля. („Перед зорькой выйдешь за околицу"). I Надо так, чтоб новою пшеницей вширь и вдаль раскинулись поля. („Мы пути прокладывали сами"). День придет, и выбросят березы первые зеленые листки. („В скверике целинного совхоза"). Один размер и одна мысль. Зацветет целинная земля — вот и вся «мысль». И пошли варианты: зацветет — пшени­ цей, кукурузой, березами, вишнями. Но такие варианты нужны для плана зем­ леустройства совхоза, а вовсе не для поэзии. Неэкономно расходует поэт строчки, занимая внимание читателя простым повторением. Порой Б. Кауров выдает старые при­ меты за новые. В стихотворении «В сельском клубе» он пытается раскрыть переживания матери, которая видит на сцене, в президиуме, свою дочь — Ге­ роя Социалистического Труда: Эх, Наталья родная, Неужель это ты? Как поверить, когда ты из глухого села в двадцать лет делегатом в зал Кремлевский вошла... В первые годы коллективизации, дей­ ствительно, было естественным востор­ женное изумление перед быстротой рос­ та и выдвижения простых людей. Но сейчас-то это стало обычным делом, чуть не каждое село имеет знатного земляка: генерала или летчика, секрета­ ря райкома или ученого. Конечно, мать восторгалась дочерью, но вовсе не так, что даже «как пове­ рить» не знала. Все советские люди с восторгом и гордостью восприняли запуск искус­ ственных спутников. Но потрясения, по­ добного тому, которое испытали некото­ рые деятели буржуазных стран, у них не было. За сорок лет строительства со­ циализма мы привыкли к великим свер­ шениям наших собственных рук. И ведь это новая, небывалая ранее, черта ха­ рактера советского человека. Это очень сложная черта, почти еще не раскрытая в литературе. А мы по инерции подчас продолжаем выдавать за новинку то, что стало обыденностью. Широко захватил действительность JI. Решетников в книге «Походные кост­ ры». Поэта очень лично волнует судьба венгерского друга я судьбы мира на зем­ ле, воспитание молодых борцов за ком­ мунизм и воинская честь советских солдат. JI. Решетников владеет красками и пластикой. Не каждый день в нашей поэзии появляются картины настолько выразительные внешне и, одновремен­ но, исполненные какой-то внутренней, сжатой, силы, как в стихотворении «В конце войны», где изображен полк, за­ снувший после трех бессонных суток: Был воздух, словно жидкое стекло, Текуч и зыбок, как струя речная. Кусты и травы — все за ним текло, Никак за окоем не утекая. И как на дне реки, Под птичий щелк, Средь водорослей, вьющихся по склону, Сраженный сном, лежал стрелковый полк, На два часа от мира отрешенный. Как будто в бездну провалился он. И только гвозди, слева или справа, Сияли с каблуков со всех сторон, Как звезды, ливнем кинутые в травы. Пыль до колен, как латы на ногах. Темнеют лица, словно из металла. И руки, полускрытые в цветах, По сторонам разметаны устало. Там спят солдаты, сдавшиеся сну. Видны в траве за чуть заметным следом Их ноги, уходившие войну. Ладони рук, сработавших победу. Здесь все представляется зрительно, все воздействует эмоционально. Изобра­ жение знойного воздуха, как струящей­ ся реки, усиливает впечатление всеоб­ щего царства сна и подчеркивает всю богатырскую былинность картины. Сме­ лый образ гвоздей, сияющих, как звез­ ды, волнует каждого, знающего цену солдатским сапогам, подбитым железом, отшлифованным военными маршами. Энергичные эпитеты в концовке без лишних разъяснений говорят о том, что это спят великие труженики, исполнив­ шие с честью тяжелую военную работу. Словно масляными красками, суровы­ ми и яркими, нарисован в стихотворе­ нии «Пролог» образ Шандора Петефи, скачущего на помощь своим революци­ онным товарищам: Кружится пыль. Гремят в ночи подковы, — Отскакивают искры от камней. В расстегнутой венгерке нараспашку И в красном якобинском колпаке Летит поэт, — Звенит о шпоры шашка. Стучит ружье по седельной луке. Уже с удил срывает ветер пену. И на поводьях затекла рука... В стихотворении «Сыну» сплавлены воедино юмор и пафос. Нельзя удер­ жаться от улыбки' читая о мальчонке, для которого материнские объятия — «крепость ого всех обид и бед». Но отец радуется, что сыну «уж тесновато в объятьях этих» и наставляет его: Ты кем угодно можешь стать на свете. Но к маршам приготовься наперед. Теплая, слегка ироническая интонация переходит в мужественную и строгую речь о том, что не пришло еще время, когда можно увидеть «воткнутые в зем­ лю у дороги, впервой земле ненужные штыки». 12. «Сибирские огни» № 6.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2