Сибирские огни, 1959, № 6

художественно решаются наиболее бледно. Не добилась в этом отношении успе­ ха и Е. Жилкина. Смысла в стихотворе­ нии «Бригадир» хватает лишь на шут­ ку: девушки ждут, когда бригадир в кого-либо из них влюбится, а он влю­ бился в пшеницу. Но стихотворение на­ писано всерьез. И вот этакий сухарь вы­ двигается на роль положительного ге­ роя, и автор оправдывает его тем, что «за красоту» пшеницы он «в ответе пе­ ред многим множеством людей». Увле­ ченность своим трудом невольно проти­ вопоставляется душевному богатству че­ ловека. Очень обеднение представлен здесь наш современник. Опыт отображения «вечных» чувств любви, материнства, дружбы накоплен поэтами всех веков и народов. Здесь все-таки легче сказать свежее слово, идя от сравнения прежнего с нынешним, полемизируя с прошлым. Да и каждому поэту, как и любому человеку, эти чув­ ства лично близки, для их открытия нужно заглянуть лишь в собственную душу. Куда сложнее, говоря словами С. Кир­ санова, «заглядывать в души товари­ щей, рядом идущих», отображать небы­ валые чувства, родившиеся в коллек­ тивном труде, в борьбе за коммунисти­ ческое общество, за величие Советского государства. Тут необходима истинная «езда в не­ знаемое», активное слияние личной жиз­ ни поэта с жизнью народа, нужны про­ зорливость и поэтическое новаторство. И. Рождественский цикл стихов «Веч­ но живое сердце» посвятил жизни В. И. Ленина в сибирской ссылке. В Лениниане советской литературы и искусства существуют великолепные произведения: «В. И. Ленин» М. Горь­ кого, «Владимир Ильич Ленин» В. Ма­ яковского, работы Б. Щукина и М. Штрауха в кино, И. Бродского — в живописи и т. д. И все же далеко не полностью отображен величайший, не­ исчерпаемо многогранный образ Ленина. С огромной ответственностью должен от­ нестись каждый художник к своему вкладу в Лениниану. Каков этот новый вклад И. Рождест­ венского? В стихотворении «Тайная дорога» есть живые черты Ильича, ощущается его смелость и непреклонная воля, го­ товность пойти на риск тогда, когда это необходимо для общего дела. В «Чу­ десных коньках» поэт поднимается до публицистического накала в раздумьях о будущих судьбах ребят, которые окружили Ленина на катке. Наконец, ряд стихов написан добротным, образ­ ным языком: Еще ручьи у цепких стуж в неволе. Но оживают зимние леса, Где кедры шепчут тайные пароли И повторяют явок адреса. Воспряла духом хвойная округа, Все больше света, меньше злобной мглы. С берез и сосен теплый ветер юга Сбивает ледяные кандалы. В Красноярске и Шушенском много сохранилось документов и живых воспо­ минаний о Ленине. Все они были в пол­ ном распоряжении красноярца И. Рож­ дественского, могли влиять на его вдох­ новение, на взлет мысли и писательской смелости. Но далеко не полностью ис­ пользовал поэт творческие возможно­ сти. Слишком часто он идет по пути поэтического комментария к обще­ известным фактам, а -порой даже в ком­ ментариях сворачивает на проложен­ ные тропы. В стихотворении «Утро красноярской стороны» изображается работа Ленина в знаменитой Юдинской библиотеке. Ильич изучает статистические данные и видит, что «в каждой цифре — боль и скорбь людская». Он пишет статью — и «В каждой строчке — коммунизма всходы, будущего зоркие огни». К. Лисовский несколько лет назад пи­ сал в стихотворении «Ленин в Красно­ ярске», тоже изображая Ильича в Юдинской библиотеке: в строчках и цифрах — «и жалоба рабочего-подрост- ка, и нищенские потные гроши... В них ненависть сухая, словно порох... И вол­ ны революций». Грех писать одинаково о таком все­ объемлющем образе, как образ В. И.. Ленина, втискивать его в простенькие схемы. Ничего, кроме внешней констатации, нет в стихотворении «На пути в Шушен­ ское»: Ленин едет и утвердительно от­ вечает на вопрос ямщика: не политиче­ ский ли он? Вот и все содержание сти­ хотворения. И конечно же, ни на йоту не обогащает смысла шаблонно много­ значительная концовка: С горы сибирской видел он отлично За сотни лет й за десятки верст. Примером того, как робко использо­ вал -поэт даже общедоступные материа­ лы, служит стихотворение «Маевка». В воспоминаниях Н. К. Крупской ма­ евка в Шушенском описана взволнован­ но, со множеством чудесных деталей. И в лес ходили, и веселились, и револю­ ционные песни пели хором в десять че­ ловек. «А вечером, — пишет Н. К. Круп­ ская, — мы с Ильичей никак не могли заснуть, мечтали о мощных рабочих де­ монстрациях, в которых мы когда-ни­ будь примем участие». Ни одной драгоценной крупицы из: этих воспоминаний не взял поэт. Он на­ писал риторические стихи о маевках во­ обще, о том, что в США, на своей ро­ дине, они запрещены. Хочется думать, что И. Рождествен­ ский еще вернется к работе над цик­ лом, значительно углубит его. Совет­ скому читателю очень дорого каждое-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2