Сибирские огни, 1959, № 6
художественно решаются наиболее бледно. Не добилась в этом отношении успе ха и Е. Жилкина. Смысла в стихотворе нии «Бригадир» хватает лишь на шут ку: девушки ждут, когда бригадир в кого-либо из них влюбится, а он влю бился в пшеницу. Но стихотворение на писано всерьез. И вот этакий сухарь вы двигается на роль положительного ге роя, и автор оправдывает его тем, что «за красоту» пшеницы он «в ответе пе ред многим множеством людей». Увле ченность своим трудом невольно проти вопоставляется душевному богатству че ловека. Очень обеднение представлен здесь наш современник. Опыт отображения «вечных» чувств любви, материнства, дружбы накоплен поэтами всех веков и народов. Здесь все-таки легче сказать свежее слово, идя от сравнения прежнего с нынешним, полемизируя с прошлым. Да и каждому поэту, как и любому человеку, эти чув ства лично близки, для их открытия нужно заглянуть лишь в собственную душу. Куда сложнее, говоря словами С. Кир санова, «заглядывать в души товари щей, рядом идущих», отображать небы валые чувства, родившиеся в коллек тивном труде, в борьбе за коммунисти ческое общество, за величие Советского государства. Тут необходима истинная «езда в не знаемое», активное слияние личной жиз ни поэта с жизнью народа, нужны про зорливость и поэтическое новаторство. И. Рождественский цикл стихов «Веч но живое сердце» посвятил жизни В. И. Ленина в сибирской ссылке. В Лениниане советской литературы и искусства существуют великолепные произведения: «В. И. Ленин» М. Горь кого, «Владимир Ильич Ленин» В. Ма яковского, работы Б. Щукина и М. Штрауха в кино, И. Бродского — в живописи и т. д. И все же далеко не полностью отображен величайший, не исчерпаемо многогранный образ Ленина. С огромной ответственностью должен от нестись каждый художник к своему вкладу в Лениниану. Каков этот новый вклад И. Рождест венского? В стихотворении «Тайная дорога» есть живые черты Ильича, ощущается его смелость и непреклонная воля, го товность пойти на риск тогда, когда это необходимо для общего дела. В «Чу десных коньках» поэт поднимается до публицистического накала в раздумьях о будущих судьбах ребят, которые окружили Ленина на катке. Наконец, ряд стихов написан добротным, образ ным языком: Еще ручьи у цепких стуж в неволе. Но оживают зимние леса, Где кедры шепчут тайные пароли И повторяют явок адреса. Воспряла духом хвойная округа, Все больше света, меньше злобной мглы. С берез и сосен теплый ветер юга Сбивает ледяные кандалы. В Красноярске и Шушенском много сохранилось документов и живых воспо минаний о Ленине. Все они были в пол ном распоряжении красноярца И. Рож дественского, могли влиять на его вдох новение, на взлет мысли и писательской смелости. Но далеко не полностью ис пользовал поэт творческие возможно сти. Слишком часто он идет по пути поэтического комментария к обще известным фактам, а -порой даже в ком ментариях сворачивает на проложен ные тропы. В стихотворении «Утро красноярской стороны» изображается работа Ленина в знаменитой Юдинской библиотеке. Ильич изучает статистические данные и видит, что «в каждой цифре — боль и скорбь людская». Он пишет статью — и «В каждой строчке — коммунизма всходы, будущего зоркие огни». К. Лисовский несколько лет назад пи сал в стихотворении «Ленин в Красно ярске», тоже изображая Ильича в Юдинской библиотеке: в строчках и цифрах — «и жалоба рабочего-подрост- ка, и нищенские потные гроши... В них ненависть сухая, словно порох... И вол ны революций». Грех писать одинаково о таком все объемлющем образе, как образ В. И.. Ленина, втискивать его в простенькие схемы. Ничего, кроме внешней констатации, нет в стихотворении «На пути в Шушен ское»: Ленин едет и утвердительно от вечает на вопрос ямщика: не политиче ский ли он? Вот и все содержание сти хотворения. И конечно же, ни на йоту не обогащает смысла шаблонно много значительная концовка: С горы сибирской видел он отлично За сотни лет й за десятки верст. Примером того, как робко использо вал -поэт даже общедоступные материа лы, служит стихотворение «Маевка». В воспоминаниях Н. К. Крупской ма евка в Шушенском описана взволнован но, со множеством чудесных деталей. И в лес ходили, и веселились, и револю ционные песни пели хором в десять че ловек. «А вечером, — пишет Н. К. Круп ская, — мы с Ильичей никак не могли заснуть, мечтали о мощных рабочих де монстрациях, в которых мы когда-ни будь примем участие». Ни одной драгоценной крупицы из: этих воспоминаний не взял поэт. Он на писал риторические стихи о маевках во обще, о том, что в США, на своей ро дине, они запрещены. Хочется думать, что И. Рождествен ский еще вернется к работе над цик лом, значительно углубит его. Совет скому читателю очень дорого каждое-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2