Сибирские огни, 1959, № 6
ный велосипед. Ои торжественно въехал на нем в большой город, где ни когда не был. Каково же было его по трясение, когда он увидел вокруг сотни велосипедов, более прочных и изящных, чем созданный им! Поэты, создающие копии, напоминают этого изобретателя, с той лишь разни цей, что уличение в повторении не вы зывает у них особенных переживаний. Тот изобретатель заслуживает уважения потому, что, оторванный от цивилиза ции, он силой таланта и пытливости дотянулся хотя бы до одной ее ступень ки. А когда читаешь копии, то вспоми наешь лишь упрек, брошенный А. С. Пушкиным: «Мы ленивы и нелюбо пытны». А ведь об одном и том же явлении действительности можно рассказать по- разному, в каждом случае открывая в нем все новые грани. Два поэта, К. Ли совский и Н. Перевалов, побывали в разное время на Байкале. Перевалов выпустил книгу «За пятитысячной вер стой», К. Лисовский начал публиковать в периодической печати стихи байкаль ского цикла. Стихотворения Н. Перевалова «За пя титысячной верстой» и К. Лисовского «На Кругобайкальской дороге» посвя щены старому участку железной дороги вдоль Байкала, на котором сейчас пре вращено движение, потому что проло жен новый путь. Перевалов говорит об этом с элеги- -ческим оттенком, но и с уверенностью, что «законы жизни святы», когда они оставляют старое, уходя вперед. Ли совский средствами гражданской лирики обращается к министру путей сообще ния с просьбой не забывать этот уча сток. Ведь в него вложен тяжелый труд строителей, он проходит по кра сивейшим местам Байкала. Стихи дополняют друг друга, несколь ко граней открывают в изображаемом явлении. В книге Н. Перевалова зримо раскры ваются некоторые черты простых совет ских людей, тружеников-сибиряков. Мы знакомимся и с молчаливым строите лем, который на все расспросы о его героическом труде отвечает одно: «Да так, работаем»; и с веселыми бетонщи цами, маленькими руками которых под нят бастион, смиривший реку; и с ры бачкой, мужественно встречающей беду; и с радистом, который, «морзянкой чет кой прошивая ночную тьму и шкваль ный свист», разыскивает отряд, ушед ший в дальний рейс. В байкальских стихах К. Лисовского меньше непосредственных наблюдений над человеческими характерами, но в них сильна публицистическая струя. В интересном стихотворении «Саранка» — образ скромного сибирского цветка вызывает у поэта горячие мысли о чи стом моральном облике советских деву- ■шек, в сравнении с которыми ничтожно выглядят белоручки и бездельницы, го няющиеся за заграничными модами. Зерно поэзии заключено в образном мышлении и чувствовании. О целине можно написать сто стихотворений, не повторяющих друг друга, если каждый раз будут новые мысли и наблюдения. Но даже два стихотворения с одной и той же мыслью вызывают досадное ощущение перепева, хотя бы и различ ные образы были взяты для раскрытия этой мысли. Выше было упомянуто неудачное сти хотворение Е. Жилкиной «Сердцем ты богат». Оно опубликовано в книге поэтессы «Сердце не забывает». Но в этой книге есть действительно хорошие стихи. В стихотворении «Птенец» рассказы вается о том, как дочь не послушалась предостережений матери — ушла в грозу из дому. Нам вначале кажется, что вот-вот зазвучит давнишний мотив возмездия за непослушание родителям. Однако стихи кончаются так: Но вот не слышно грозовых раскатов. Сияет солнце, высохла трава... Я, может быть, немного виновата, И, как всегда, ты, молодость, права. Исконное материнское чувство — боязнь за судьбу повзрослевшей доче ри — наполнилось современным содер жанием. Мать соглашается с молодо стью, что смело надо уходить в боль шую жизнь, что-в наши дни все грозы преодолеваются, и человек только креп че становится, пройдя сквозь них. Лирика «Стихов о башмаке» тоже за ключает в себе широкий смысл: Ночь. Деревья в саду уснули, В небе звезды, как светлячки. У кровати твоей, на стуле, Спят коричневые башмачки. Я смотрю на них нежно и строго: Они сморщены и в пыли... И я думаю о дорогах Бесконечно большой земли. Очень естественно, без риторического нажима, рождается дума матери о боль ших дорогах: ведь даже маленькие башмачки уже запылились, протаптывая какие-то первые свои тропинки. Материнское чувство всеобъемлюще, оно бесконечно будет воплощаться в поэзию. И когда Ё. Жилкина выражает его конкретно-образно, находит в нем черты современности, то рождаются хо рошие стихи. Е. Жилкина — опытная поэтесса. И ей следовало бы требовательней ото брать стихотворения в книгу, безжа лостно отказавшись и от холодной ри торики, и от «копий». Наши поэты не обходят важнейших тем современности. Мы уже имели воз можность заметить, что В. Киселев, на пример, пишет о строителях ГЭС, а Л. Рубцова — о колхозниках. Но мы также заметили, что именно эти темы
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2