Сибирские огни, 1959, № 6

ный велосипед. Ои торжественно въехал на нем в большой город, где ни­ когда не был. Каково же было его по­ трясение, когда он увидел вокруг сотни велосипедов, более прочных и изящных, чем созданный им! Поэты, создающие копии, напоминают этого изобретателя, с той лишь разни­ цей, что уличение в повторении не вы­ зывает у них особенных переживаний. Тот изобретатель заслуживает уважения потому, что, оторванный от цивилиза­ ции, он силой таланта и пытливости дотянулся хотя бы до одной ее ступень­ ки. А когда читаешь копии, то вспоми­ наешь лишь упрек, брошенный А. С. Пушкиным: «Мы ленивы и нелюбо­ пытны». А ведь об одном и том же явлении действительности можно рассказать по- разному, в каждом случае открывая в нем все новые грани. Два поэта, К. Ли­ совский и Н. Перевалов, побывали в разное время на Байкале. Перевалов выпустил книгу «За пятитысячной вер­ стой», К. Лисовский начал публиковать в периодической печати стихи байкаль­ ского цикла. Стихотворения Н. Перевалова «За пя­ титысячной верстой» и К. Лисовского «На Кругобайкальской дороге» посвя­ щены старому участку железной дороги вдоль Байкала, на котором сейчас пре­ вращено движение, потому что проло­ жен новый путь. Перевалов говорит об этом с элеги- -ческим оттенком, но и с уверенностью, что «законы жизни святы», когда они оставляют старое, уходя вперед. Ли­ совский средствами гражданской лирики обращается к министру путей сообще­ ния с просьбой не забывать этот уча­ сток. Ведь в него вложен тяжелый труд строителей, он проходит по кра­ сивейшим местам Байкала. Стихи дополняют друг друга, несколь­ ко граней открывают в изображаемом явлении. В книге Н. Перевалова зримо раскры­ ваются некоторые черты простых совет­ ских людей, тружеников-сибиряков. Мы знакомимся и с молчаливым строите­ лем, который на все расспросы о его героическом труде отвечает одно: «Да так, работаем»; и с веселыми бетонщи­ цами, маленькими руками которых под­ нят бастион, смиривший реку; и с ры­ бачкой, мужественно встречающей беду; и с радистом, который, «морзянкой чет­ кой прошивая ночную тьму и шкваль­ ный свист», разыскивает отряд, ушед­ ший в дальний рейс. В байкальских стихах К. Лисовского меньше непосредственных наблюдений над человеческими характерами, но в них сильна публицистическая струя. В интересном стихотворении «Саранка» — образ скромного сибирского цветка вызывает у поэта горячие мысли о чи­ стом моральном облике советских деву- ■шек, в сравнении с которыми ничтожно выглядят белоручки и бездельницы, го­ няющиеся за заграничными модами. Зерно поэзии заключено в образном мышлении и чувствовании. О целине можно написать сто стихотворений, не повторяющих друг друга, если каждый раз будут новые мысли и наблюдения. Но даже два стихотворения с одной и той же мыслью вызывают досадное ощущение перепева, хотя бы и различ­ ные образы были взяты для раскрытия этой мысли. Выше было упомянуто неудачное сти­ хотворение Е. Жилкиной «Сердцем ты богат». Оно опубликовано в книге поэтессы «Сердце не забывает». Но в этой книге есть действительно хорошие стихи. В стихотворении «Птенец» рассказы­ вается о том, как дочь не послушалась предостережений матери — ушла в грозу из дому. Нам вначале кажется, что вот-вот зазвучит давнишний мотив возмездия за непослушание родителям. Однако стихи кончаются так: Но вот не слышно грозовых раскатов. Сияет солнце, высохла трава... Я, может быть, немного виновата, И, как всегда, ты, молодость, права. Исконное материнское чувство — боязнь за судьбу повзрослевшей доче­ ри — наполнилось современным содер­ жанием. Мать соглашается с молодо­ стью, что смело надо уходить в боль­ шую жизнь, что-в наши дни все грозы преодолеваются, и человек только креп­ че становится, пройдя сквозь них. Лирика «Стихов о башмаке» тоже за­ ключает в себе широкий смысл: Ночь. Деревья в саду уснули, В небе звезды, как светлячки. У кровати твоей, на стуле, Спят коричневые башмачки. Я смотрю на них нежно и строго: Они сморщены и в пыли... И я думаю о дорогах Бесконечно большой земли. Очень естественно, без риторического нажима, рождается дума матери о боль­ ших дорогах: ведь даже маленькие башмачки уже запылились, протаптывая какие-то первые свои тропинки. Материнское чувство всеобъемлюще, оно бесконечно будет воплощаться в поэзию. И когда Ё. Жилкина выражает его конкретно-образно, находит в нем черты современности, то рождаются хо­ рошие стихи. Е. Жилкина — опытная поэтесса. И ей следовало бы требовательней ото­ брать стихотворения в книгу, безжа­ лостно отказавшись и от холодной ри­ торики, и от «копий». Наши поэты не обходят важнейших тем современности. Мы уже имели воз­ можность заметить, что В. Киселев, на­ пример, пишет о строителях ГЭС, а Л. Рубцова — о колхозниках. Но мы также заметили, что именно эти темы

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2