Сибирские огни, 1959, № 6
Чтоб искать с ним встречи, На то и бури В судьбах человечьих! Познавай жизнь в борьбе, в труде, в любви, не жди пассивно, что тебе подне сут ее раскрытой до конца! — вот му жественный и благородный призыв поэта к своим молодым современникам. Наиболее звонко, хотя пока и не очень часто, звучит в стихах М. Сергее ва романтическая струна. Она есть не только в «Балладе о тополях» и в «Разговоре о зеркалах», но и в стихо творении «Хуан Ю-шень», в котором, кстати, встречаются такие отличные поэтические детали: Ночь пришвартовалась недалече, Солнце уплывает с высоты, И его на выпуклые плечи Приняли далекие мосты. И все же в книге М. Сергеева нема ло слабых стихов. Вот, например, он пишет: Время, как водопад, Устремляется в прошлое. Вниз. Но зато без конца Продолжается жизнь. Здесь все банально: от сравнения времени с быстротекущей водой до аксиомы о бесконечности жизни. Но с какой многозначительностью произно сится эта избитая сентенция! В стихотворении «Дорожное» поэт рассказывает, как пассажиры поезда равнодушно взирали на ненастье за ок ном вагона, пока не увидели «водой за литые овсы». Тут во всех купе «пере менился разговор», «и точно стерто све жим ветром все равнодушье до конца». Здесь бы и найти поэту какие-то психологические детали, заглянуть в души взволновавшихся людей, публи цистически поднять поэтическую мысль. Но он ограничивается общими словами: Как неожиданно и щедро Нам открываются сердца. А для читателя ничего не открылось. Многозначительная фраза, не подкреп ленная образами, не сработала, как не срабатывает мина без тола, если даже детонатор взорвался. Мастерство, как известно, слагается из двух составных частей: уметь нахо дить в жизни материал, проникать в него и отбирать ценное, — это М. Горь кий называл «драть лыко»; и уметь художественно воплощать материал в произведения — «лапти плести». В «До рожном», как и в некоторых других сти хах, М. Сергеев попытался плести лап ти, не надрав лыка. Молодой поэт И. Фоняков не выпу стил в прошлом году книги, но его сти хи часто появлялись в периодической печати. Стихотворение «Дом Ленина» про никнуто большим чувством, оно будит мысль. Воспевая Дом Ленина в Новосибир ске, построенный в память об Ильиче, поэт утверждает, что это и есть лучший памятник: И, пожалуй, лучшее от века Воплощенье Ленинских идей — Просто дом, Во славу Человека Сделанный людьми И для людей. Он говорит, что видел много памятни ков Ленину — и таких, где есть страст ный поиск воплощения дорогих черт, и таких, где «искусство уступает место ремеслу». Видел часто даже в позолоте — Ох, и дал бы Ленин Их творцам! Поэт ратует за народное, за комму нистическое отношение к памяти В. И. Ленина. В этом — идейно-поэти ческий пафос стихотворения. Значительная мысль заключена в «Солдатской песне»: Голос нефальшивящий народа Я в солдатской песне узнаю. Он плывет, величественный, цельный. Мощь Словам привычным сообща.... Все мы Ошибаемся отдельно, Но бываем правы сообща! Обыденные факты жизни, мимо кото рых тысячи людей проходят без внима ния, у И. Фонякова высекают поэтиче ские мысли и эмоции: солдаты, с пес ней прошедшие по улице, парень, про бующий что-то сыграть на рояле, «дев чонки», влюбляющиеся в киноактеров. Это чувство необходимо поэту разви вать так, чтобы все более широкий круг более значительных явлений находил в его душе поэтический отклик. А пока этот круг узок. Ведь за всеми упомяну тыми фактами не надо было далеко от правляться и глубоко познавать жизнь. И. Фоняков жизнь своего города, своих соседей в какой-то мере сделал личной, своей. Но ведь это еще далеко не «вся жизнь земли». В стихотворении «Подоконник» вспо минается студенческая юность. Вначале мы чувствуем добродушную иронию по взрослевшего человека: Здесь в каждой вспышке папиросы, Когда затяжка глубока, Дрожали жгучие вопросы, Перестоявшие века. Но чем дальше развивается стихотво рение, тем больше уходит ирония, усту пая место грусти о минувшем, и, нако нец, звучит мотив утверждения «под оконника», как образца человеческих отношений. Здесь дурака без оговорок Именовали дураком. И каждый правды был сторонник. Ни лжи, ни лести не любя... Высокий, жесткий подоконник, Не дац мне бог забыть тебя! Последнее восклицание придает осо бую многозначительность всему сказая-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2