Сибирские огни, 1959, № 6

труд и характеры окружающих людей. Это хорошо как стремление. Но по ис­ полнению такие произведения пока зна­ чительно слабее «Цветов». Поэтесса вдруг сбивается на чужие интонации, на шаблонные образы. Читаем мы стихотво­ рение «Девчата»: Вот где-то гармонь завздыхала украдкой, Кому-то заветную весточку шлет... Ну, можно ли спать, если эта двухрядка Смеется и плачет всю ночь напролет?! — И, конечно, вспоминаем М. Исаковского. Узнаем, что Груня «в клубе — пер­ вая певунья, в поле — командир», и до­ садуем, что в чужие поэтические об­ носки рядит поэтесса свою героиню. Не радует нас «Утро», где солнце «пытается умыться в реке», «про­ гнало все тени», «во все заглянуло оконца», — ибо такими делами солнце ■занимается в стихах не одного поколе­ ния поэтов. Здесь меркнет поэтическая сила, и правда жизни низводится до иллюстративного правдоподобия. Первую книжку стихов А. Кухно «Не­ забудок брызги синие» отличают от не­ которых книг, вышедших в прошлом году, тщательная работа над словом, музыкальность стиха, красочность. Стихотворение «Хорошо шагать ота­ вами» есть, в сущности, обычная и лю­ бимая молодыми поэтами декларация о целях собственного творчества. Но эта декларация воспринимается как хорошее лирическое стихотворение: Тонкий солнца луч ломается. Как с волной студеной встретится — Словно лютик осыпается И опять цветет и светится. Незабудки... То ли выплыли из ручья такие просини, то ли сосны небо выпили — Голубую смолку сбросили. И верится, что поэт способен выпол­ нить продекларированную задачу, напи- -сать такие стихи, — Чтоб всегда, в минуту каждую, а не просто — время выдалось! — людям виделась, как важное, красота земная виделась. В отрывке из поэмы «Тишина» пере­ даны пионерский задор, мальчишеская радость, вызванная общением с приро­ дой, открыванием ее: Бродим в пене по колени босиком. Тут, наверно, шли олени косяком и цедили эту воду, не дыша. Вы такой не пили сроду — Хороша! У Кухно почти нельзя найти неуклю­ жих оборотов, приблизительной риф­ мовки, необразных строф. Но для ка­ ких открытий действительности исполь­ зует поэт свое чувство стихотворной •формы? Кажется, поэт, прежде чем отправить­ ся в длительный путь литературного труда, решил продекларировать все свои творческие установки. «Тишина» — воспоминание о детст­ ве. «Снег», «Река молчания», «Полным именем зову тебя все' реже» —» обра­ щение к любимой женщине. Лучшее стихотворение сборника «Рукавички» посвящено любви, семье, детям. Оно, кстати, является пока вершиной поэта и по глубине отображения жизни. Если судить о нашей действительно­ сти только по книжке А. Кухно, то дей­ ствительность представляется светлой, красочной, но удивительно легковесной и состоящей лишь из детства, любви и поэзии. И дело не в том, чтобы А. Кухно немедленно садился писать отклики на крупные события современности. Он престо пока не готов к этому. Взялся поэт за публицистическую тему в сти­ хотворении «На солнце — пятна», где попытался дать отповедь обывателю- скептику, который «сегодня твердит про пятна, а завтра солнце втопчет в грязь». Но отповеди не получилось. Стихотво­ рение напоминает скорей басню, только лишенную сатирической силы. Есть в сборнике неплохое стихотво­ рение «Живое пламя» — о вечно живых традициях революции. Но одиноко чув­ ствует оно себя среди синих брызг не­ забудок. Дух гражданственности слабо еще развит у поэта, пока нет у него, говоря словами М. Горького, «силы, чтобы всю жизнь земли сделать личной, сво­ ей». Развить в себе эту силу, активно участвуя в жизни земли, — вот что аб­ солютно необходимо А. Кухно. М. Сергеев прежде писал, в основ­ ном, для детей. Сейчас вышла первая книга его «взрослых» стихов «Спасибо вам, люди». Уже говорилось в критике об инте- • ресном стихотворении «Баллада о топо­ лях», здесь еще раз можно с удовлетво­ рением отметить творческий успех ав­ тора. Одним из лучших в сборнике М. Сер­ геева является стихотворение «Разговор о зеркалах». О нет, я больше зеркалам не верю, — Их объективность пахнет лицемерьем. Зеркала с одинаковым равнодушием отражают и ошибающуюся девушку, и пошляка, и настоящего героя. Сквозной образ зеркал будит в чита­ теле протест против объективизма в отображении жизни, стремление к чи­ стым и глубоким отношениям между людьми. Мне б, все законы физики нарушив, Мне б зеркала, чтоб отражали души, — ■восклицает поэт. Но его эмоциональ­ ная мысль идет дальше, к романтиче­ скому повороту концовки: А впрочем, нет! Таких зеркал не надо. На то и юность, Чтоб ломать преграды... На то и ветер,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2