Сибирские огни, 1959, № 6
труд и характеры окружающих людей. Это хорошо как стремление. Но по ис полнению такие произведения пока зна чительно слабее «Цветов». Поэтесса вдруг сбивается на чужие интонации, на шаблонные образы. Читаем мы стихотво рение «Девчата»: Вот где-то гармонь завздыхала украдкой, Кому-то заветную весточку шлет... Ну, можно ли спать, если эта двухрядка Смеется и плачет всю ночь напролет?! — И, конечно, вспоминаем М. Исаковского. Узнаем, что Груня «в клубе — пер вая певунья, в поле — командир», и до садуем, что в чужие поэтические об носки рядит поэтесса свою героиню. Не радует нас «Утро», где солнце «пытается умыться в реке», «про гнало все тени», «во все заглянуло оконца», — ибо такими делами солнце ■занимается в стихах не одного поколе ния поэтов. Здесь меркнет поэтическая сила, и правда жизни низводится до иллюстративного правдоподобия. Первую книжку стихов А. Кухно «Не забудок брызги синие» отличают от не которых книг, вышедших в прошлом году, тщательная работа над словом, музыкальность стиха, красочность. Стихотворение «Хорошо шагать ота вами» есть, в сущности, обычная и лю бимая молодыми поэтами декларация о целях собственного творчества. Но эта декларация воспринимается как хорошее лирическое стихотворение: Тонкий солнца луч ломается. Как с волной студеной встретится — Словно лютик осыпается И опять цветет и светится. Незабудки... То ли выплыли из ручья такие просини, то ли сосны небо выпили — Голубую смолку сбросили. И верится, что поэт способен выпол нить продекларированную задачу, напи- -сать такие стихи, — Чтоб всегда, в минуту каждую, а не просто — время выдалось! — людям виделась, как важное, красота земная виделась. В отрывке из поэмы «Тишина» пере даны пионерский задор, мальчишеская радость, вызванная общением с приро дой, открыванием ее: Бродим в пене по колени босиком. Тут, наверно, шли олени косяком и цедили эту воду, не дыша. Вы такой не пили сроду — Хороша! У Кухно почти нельзя найти неуклю жих оборотов, приблизительной риф мовки, необразных строф. Но для ка ких открытий действительности исполь зует поэт свое чувство стихотворной •формы? Кажется, поэт, прежде чем отправить ся в длительный путь литературного труда, решил продекларировать все свои творческие установки. «Тишина» — воспоминание о детст ве. «Снег», «Река молчания», «Полным именем зову тебя все' реже» —» обра щение к любимой женщине. Лучшее стихотворение сборника «Рукавички» посвящено любви, семье, детям. Оно, кстати, является пока вершиной поэта и по глубине отображения жизни. Если судить о нашей действительно сти только по книжке А. Кухно, то дей ствительность представляется светлой, красочной, но удивительно легковесной и состоящей лишь из детства, любви и поэзии. И дело не в том, чтобы А. Кухно немедленно садился писать отклики на крупные события современности. Он престо пока не готов к этому. Взялся поэт за публицистическую тему в сти хотворении «На солнце — пятна», где попытался дать отповедь обывателю- скептику, который «сегодня твердит про пятна, а завтра солнце втопчет в грязь». Но отповеди не получилось. Стихотво рение напоминает скорей басню, только лишенную сатирической силы. Есть в сборнике неплохое стихотво рение «Живое пламя» — о вечно живых традициях революции. Но одиноко чув ствует оно себя среди синих брызг не забудок. Дух гражданственности слабо еще развит у поэта, пока нет у него, говоря словами М. Горького, «силы, чтобы всю жизнь земли сделать личной, сво ей». Развить в себе эту силу, активно участвуя в жизни земли, — вот что аб солютно необходимо А. Кухно. М. Сергеев прежде писал, в основ ном, для детей. Сейчас вышла первая книга его «взрослых» стихов «Спасибо вам, люди». Уже говорилось в критике об инте- • ресном стихотворении «Баллада о топо лях», здесь еще раз можно с удовлетво рением отметить творческий успех ав тора. Одним из лучших в сборнике М. Сер геева является стихотворение «Разговор о зеркалах». О нет, я больше зеркалам не верю, — Их объективность пахнет лицемерьем. Зеркала с одинаковым равнодушием отражают и ошибающуюся девушку, и пошляка, и настоящего героя. Сквозной образ зеркал будит в чита теле протест против объективизма в отображении жизни, стремление к чи стым и глубоким отношениям между людьми. Мне б, все законы физики нарушив, Мне б зеркала, чтоб отражали души, — ■восклицает поэт. Но его эмоциональ ная мысль идет дальше, к романтиче скому повороту концовки: А впрочем, нет! Таких зеркал не надо. На то и юность, Чтоб ломать преграды... На то и ветер,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2