Сибирские огни, 1959, № 6

Писательская судьба близко свела меня с Новосибирской фабрикой имени ЦК Союза швейников. Здесь есть кон­ вейер, борющийся за звание коллекти­ ва коммунистического труда. В обеих сменах на нем работает более ста чело­ век, и все они дали клятву трудиться по-коммунистически. Пришел я как-то на конвейер и с удив­ лением увидел Галю Останину, которая обычно работает в другой смене. — Вас что, перевели? — спросил я. — Нет, — ответила Галя. — Новую работницу поставили как раз на мою операцию. Вот хожу обучаю ее. Недель­ ки две походить придется. — Да как же вы в две смены рабо­ тать будете? Сил-то у вас хватит? — Если б не хватило, то и не при­ шла бы, — бесхитростно ответила Галя. Для нее это было самое естественное действие, недостойное особого внимания. Как не помочь, если обе смены борются за коммунистическое отношение к ТРУДУ! Многие в коллективе учатся — за­ очно и на вечерних отделениях. Уходит девушка на экзаменационную сессию, и подруги берут на себя ее операцию, на десять дней, на полмесяца — сколько надо для успешной сдачи экзаменов. Дисциплина и ответственность на конвейере — отличнейшие. Однажды в один день заболели и мастер, и помощ­ ник мастера. Но в смене не произошло и минутной заминки. Даже инициатора потом определить не могли. Просто все сели на свои места и начали работать. И вот в этом коллективе, как и в сотнях других подобных, воочию ви­ дишь рождение еще одной коммунисти­ ческой черты: высоко развитого чувст­ ва общности труда, сознания, что не от­ дельным передовикам принадлежит ус­ пех, а всему коллективу. Весь коллек­ тив — передовик. Так ведь и будут ра­ ботать при коммунизме. Вся наша жизнь — от экономики до личных отношений, от труда до быта — пронизана бурными ростками коммуниз­ ма. Такова большая правда советской действительности. Открывать эти рост­ ки, содействовать отмиранию сорняков, которые пытаются заглушить их, — нет более важной задачи у советской литературы, у нашей поэзии. И вот с этой точки зрения хочется взглянуть на произведения русских си­ бирских поэтов, вышедшие в последнее время. Начнем разговор с первых книг мо­ лодых авторов. Всегда с особенным ин­ тересом открываешь такую книгу, стре­ мясь отыскать в ней свежесть и свое­ образие чувств и мыслей, с которыми приходит к читателю новый поэт. Перед нами сборник Л. Рубцовой «Стихи». Поэтессу обуревают сильные чув­ ства. Прекрасная, очень современная мысль эмоционально-образно выраже­ на в стихотворении «Цена времени»: Когда б имела я на это власть, Я выдавала б время, как зарплату! — Хлеб сеешь! — На! — Сталь варишь? — На, бери! Живи, люби да становись моложе! Лирика Л . . Рубцовой в лучших сти­ хах глубока, в ней присутствует душев­ ная сила. Вот как говорит поэтесса о материнской любви: И чем меньше у тебя удачи, Тем она печальней и щедрей... Как же мы ничтожны, если плачем, Горя не тая от матерей! В стихотворении «Другу геологу» любимый человек, вернувшийся и& опасной экспедиции, рассказывает «сот­ ню врак», будто он в Саянах чуть ли не по коврам ходил. «Любимый, мне это не надо! — говорит лирическая герои­ ня. — Ты... правду мне привези!» Не будь чересчур осторожным. Я женщина. Не цветок. «Я женщина — значит я сильный че­ ловек!» — вот отличный подтекст этой концовки. Душевной чистоты и свежести полно стихотворение «Цветы навстречу солнцу раскрываются», относящееся на первый взгляд к самой что ни на есть интим­ ной лирике: Под соснами, в саду, в тени ветвей, Любимые с любимыми целуются... Чужой любви я рада, как своей! Но все-таки и о своей... тоскуется. Как почка, что взрывается листком весенним, может, взорванная нежностью,, душа до дна раскроется цветком и выпеснится утреннею свежестью? Ей немота до срока нипочем — все, что полно, когда-то проливается... О, засияй мне солнечным лучом! — Цветы навстречу солнцу раскрываются! Секрет эмоционального воздействия этого стихотворения заключен в его- многосложности, которая только и соз­ дает глубину. Здесь присутствует чув­ ство грусти — и в тоске по «своей» любви, и в элегическом размере стиха. Но, вместе с тем, главное здесь — ожи­ дание, радостное, настороженное пред­ чувствие, что любовь придет, что душа раскроется. Поэтесса не замыкается в раздумья лишь о собственной участи. Нет, в ее душе живет радость, что у других лю­ дей есть любовь. И явственно бьется в стихотворении далеко не «личная» мысль, выраженная в счастливо найден­ ном образе цветов, которые «навстречу солнцу раскрываются»: под благотвор­ ным светом любви и нежности раскры­ ваются все богатства человеческой душ'и. Бережно переданы лирические чувст­ ва в стихах «Не сердись», «Листья», «Когда вдруг осень одевать...» Л. Рубцова стремится расширить горизонты своего творчества, изобра­ жать не только душевные движения, но

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2