Сибирские огни, 1959, № 6
людей, трудные, порою трагические судьбы привлекают -внимание писателя. Трагична участь большой крестьян ской семьи деда Игната из рассказа «Месть Сухой протоки». Почти вся семья становится жертвой разыгравшей ся стихии и погибает — погибает, в сущности, не из-за реки, а из-за оди ночества, из-за мужицкой отгороженно сти от людей, из-за своей заброшенно сти — ни обществу, ни властям нет дела до этой семьи! Все события проис ходят на таежной заимке в пади Умы- хэй, возле Сухой протоки, но Шилову удалось нарисовать на примере одной семьи трагедию -всей .крестьянской Рос сии. Трагична судьба двух стариков, об ретающих и вновь теряющих сына (рас сказ «В Байгуле-пади»), Мировая бой ня, революция, гражданская война проходят где-то вдалеке от их глухой заимки, не затрагивая ни деда Корми- шу, ни Лукичну — до той поры, пока не возвращается домой мысленно уже похороненный ими Петрунька. Он при носит с собой дыхание грозного време ни, он живой носитель истины, добра, очистительной силы революции. И когда гибнет он на глазах у отца и матери, попав в руки лютого врага, то с ним уходит для стариков все живое, доброе, честное, что открылось им заново в этом мире... 1 Ужасна судьба крестьян и учительни цы села Грачевки, погибающих в рас сказе «Возмездие» от руки белых кара телей. Да, трагичны судьбы многих героев новых рассказов Шилова. Прочтешь эти рассказы, перегорюешь вместе с автором и глубоко задумаешь ся над словами Ромена Роллана: «...Та- гие героические страданья, такое сверх человеческое терпенье, такие доблест ные жертвы и самозабвенная предан ность идее — человеку будущего, — делают все остальные народы должни ками СССР...»1. Но при всей крутизне событий, при всей волнующей глубине конфликтов, при всей трагической остроте развя зок — от повестей и рассказов Шилова не веет беспросветностью, унынием, безысходностью. Революция, ее идеи, ее сердце, ее гу манизм — вот тот «свет в окошке», ко торый освещает рассказы Шилова два дцатых-тридцатых годов. Один из любимых, выношенных Ши ловым образов — это образ мудрого, насмешливого, речистого, прожившего сложную жизнь забайкальского му жика. Это дед Игнат из «Мести Сухой про токи». Это дряхлый Кормиша из расска за «В Байгуле-пади». Это старый Хар- лам из «Харламова урока». Много сход- 1 Р о м е н Р о л л а н . «Привет русским читате лям». Собрание сочинений, 1958, т. XIV, стр. 533. ных черт в натурах этих стариков. Но посмотрите, как по-разному развивают ся эти родственные характеры. Дед Игнат, когда все гибнет кругом, читает «при слабом свете огарка» псалтырь, взывает к милосердию божьему. А вот старый Кормиша уже иной: когда белые хватают сына Петруньку, старик кля нется, что это он, Кормиша, и есть са мый «главнеющий зачинщик», что это он, Кормиша, «уже лет семьдесят, без малого, произошел в коммуну». А ког да все же сына уводят «на тиранство, на смертушку», старик широким бро ском кидает «Угодника» за двери... Еще дальше в своем политическом прозрении идет старый Харлам, получив жестокий урок от белых: «Воевать надо с ими, проклятыми! Надо кучей всем трудящцм подыматься! Бить их надо! Бить! Бить!». Такого развития не могли получить характеры героев в ранн 14 Х, предрево люционных рассказах Шилова; сюжет ное движение новых рассказов было подсказано Шилову самой револю цией. Есть у Шилова и другие герои, не менее им любимые. Это — дети. Неда ром юные годы свои отдал Шилов учи тельству. Немало его рассказов непо средственно обращено к детям («Охота на тигров», «Мишкина соль» и др.). У детей в новых, послеоктябрьских произ ведениях Шилова так же, как у взрос лых, иные судьбы, чем в рассказах 1911 — 1915 годов. В рассказах «Четкур полосатый», в «Варнаке» деревенская детвора бес смысленно озорует — от невежества, от безделья, от скуки. «Дети царизма, они не знали, конечно, советской шко лы и социалистического воспитания, не имели понятия ни о клубах, ни о пио неротрядах и т. д., были лишены всего того, что дала [детям] Советская власть, Коммунистическая партия...»>. В «Харламовой уроке» — вначале беспечные, подростки Филька и Мат вейка в конце рассказа кое-что уразу мели под вахмистерской плетью. А ге рои повести «Возмездие» от игр в «пар тизаны» и «самураи» переходят к ак тивной помощи взрослым в борьбе про тив белогвардейщины и оккупантов. И тут все развитие характеров, все сюжетные «повороты» подсказаны рево люцией. В этом свете любопытна творческая история некоторых произведений С. Ши лова, например, рассказов «Ведьма», «Нечистая сила», «В Байгуле-пади». Первые варианты этих рассказов были созданы еще в 1911 — 1915 годах. Но вые варианты, более зрелые и совер шенные, написаны в середине и конце двадцатых годов. В раннем варианте «Ведьмы» стару- 1 «Были Забайкалья». Проспект книги рассказов, составленный С. Шиловым в 1951 году. Архив писателя.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2