Сибирские огни, 1959, № 6
сти, неверия (рассказ «Над бездной»1): «Ты можешь быть равнодушным? Нет1 Ты можешь прекратить убийства? Оста невить безумия? Нет». И писатель с го речью спрашивает самого себя: зачем же тогда жить? Как правило, именно эти рассказы Шилова художественно мало вырази тельны. Они страдают расплывчатостью формы, неясностью сюжетного построе ния, бедностью словаря, в них появля ются «зловещие тучи», «безумная луна» и прочие красивости. Но здоро вая крестьянская натура Шилова и его революционный темперамент были силь нее этих временных настроений. В рассказе «Просветы»2он спрашивал у тех, кто способен «юности отрезать крылья», «в мешок завязать мечту», спрашивал с мужицкой иронией и усмешкой: «Знаете ли вы, как пахнет копна? Копна сена на родном лугу, — вот, возле горы, возле шалаша, у ко торого ваш отец возится с костром?». Он спрашивает этих «несчастных, черст вых, обойденных богом» нытиков, при ходилось ли им когда-нибудь с вершины горы — там, внизу, на лугах, «видеть ряды косцов, слышать звон кос или пе ребой молоточков?». Шилов же и косцов видел, и сам ко сил, и слышал звон кос, и дышал запа хом свежего лугового сена: он, выходец из народных низов, свято верил в на род, накрепко связал свою жизнь, свою судьбу с жизнью и судьбой на рода. В большинстве рассказов Шилова той поры мы видим боль за Россию, веру в русский народ, призыв к борьбе. К тем же, кто колеблется, боится, путает ся в ногах, Шилов в рассказе «Просве ты» обращается со словами гнева: «Уходите, но не мешайте другим!». Позже, в эпоху империалистической войны, находясь в рядах армии, Шилов ведет активную подпольную работу в солдатских казармах, в юнкерской школе Иркутска. К этому времени отно сятся его рассказы «Без заглавия» и «В казарме», в которых не только красоч но, в живых диалогах, изображен сол датский быт, но и раскрыто глубокое брожение, охватившее солдатскую мас су. А о революционных упованиях са мого Шилова безошибочно свидетельст вует эпиграф, избранный им для перво го из этих рассказов: «На святой Руси петухи поют. Скоро будет день на свя той Руси». Дело революции было для Шилова — борца и писателя — главным делом его ума и сердца, сокровенным смыслом всего его жизненного пути. И вот пришла великая революция, ударил «молот счастья», разбудивший ' «Думы Забайкалья», 4 марта 1912 года. 2 «Думы Забайкалья», 24 января 1912 го да. «всех обездоленных людей», как писал С. Шилов в одном из своих послеок тябрьских стихотворений1. Октябрьская революция круто повер нула жизнь Степана Шилова. Он — в гуще революционных событий Восточ ной Сибири и Приамурья. Шилов — первый комиссар народного просвеще ния в Забайкалье. В конце августа 1918 года в Забайкалье вторгаются чехи, банды Семенова, японские вой ска. Рабоче-крестьянская власть в крае терпит временное поражение. Советские и партийные организации вынуждены эвакуироваться на восток, в Приамурье. В ' Благовещенске, под именем Петра Ивановича Бастрикова, Шилов прини мает участие в работе подпольной боль шевистской организации. Эта организа ция весной 1919 года была обескров лена белогвардейской контрразведкой и японцами, — они вырвали из ее рядов таких замечательных деятелей, как Федор Мухин и десятки других бойцов партии. К тому времени, как в Благо вещенск явился Шилов, организация была восстановлена на началах стро жайшей конспирации. Степана Шилова, по заданию партии, посылают в амур скую тайгу, и он развивает кипучую деятельность, собирая партизанские силы в огромном таежном крае. В се редине августа 1919 года в таежной де ревушке Албазинке собрались предста вители партизанских отрядов и учреди ли центральный руководящий орган партизанской армии — областной воен но-полевой коллектив. С 21 сентября 1919 года Шилов возглавляет работу коллектива2, «осуществлявшего свою деятельность в железном кольце бело- гвардейщины и японской интервенции». Партизаны проводили «капитальный ре монт» железной дороги — то есть сжи гали мосты, портили телеграф, уничто жали станционное оборудование, чтобы эшелоны интервентов и белых карате- лей не могли передвигаться по до- рогез. Это была жизнь, полная борьбы, опас ности, лишений. В глухом таежном селении Ромны, суровой зимой девятнадцатого года, со брались на свой съезд представители трудящихся Приамурья и там едино душно избрали свой областной испол ком во главе с Шиловым4. «Таежный исполком» — так с суровой любовью называли амурские крестьяне, рыбаки, охотники, железнодорожники избранную 1 «К знаменам», газ. «Забайкальский ра бочий» № 8 за 1918 г. 2 Протокол № 23 заседания членов об ластного военно-полевого коллектива от 21 сентября 1919 года. Музей Советской Ар мии. 3 См. статью Г. С. Новикова-Даурского «Они бесомертны в памяти народной» в газ. «Амурская правда» 9 июня 1957 г. * Протоколы седьмого областного съезда трудящихся Амурской области. Централь ный музей Советской Армии.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2