Сибирские огни, 1959, № 6

Лидия ЧУКОВСКАЯ УБЕДИТЕЛЬНОСТЬ СЛОВЕСНОГО ИОКУССТВА О т ав тор а Р едко наша печать обсуждает ме­ тоды и принципы редакторской работы. Между тем редактор — один из ответственных деятелей советской литературы. Каждая редакция это своего рода литературно-педагогиче­ ский коллектив^ воздействующий не только на тех, для кого книги пишутся, но и на тех, кто их пишет. Каждая ре­ дакция своей повседневной работой над рукописями, своим общением с автора­ ми в значительной степени формирует писательскую индивидуальность. И в жизни писателя, в особенности молодо­ го, редакции принадлежит большое ме­ сто. Как бы ни было полезно начинаю­ щему слово опытного мастера, руково­ дящего семинаром в специальном литера­ турном вузе или объединением при за­ воде, — слово литератора, сидящего за редакторским столом, имеет для него особый вес и смысл: ведь это редактор открывает книге дорогу к читателю. «Быть или не быть», прозвучит ли, об­ ращенный к людям, новый голос или никто так и не услышит его — решает­ ся в редакции. Ведь это редактор произ­ водит первоначальный отбор из потока рукописей, ежедневно заливающем ре­ дакции. Ведь это он выбирает среди про­ изведений маститого писателя те, кото­ рые в первую очередь подлежат переиз­ данию. Ведь это он предъявляет к при­ нятой рукописи определенные идейные и художественные требования, он снаря­ жает книгу в великое плавание — в чи­ тательский океан. От степени его поли­ тической и литературной образованно­ сти, от широты его кругозора, от богат­ ства его жизненного опыта, от того, дурной или хороший у него вкус, раз­ вито ли критическое чутье и чутье к особенностям стиля, от его доброжела­ тельности и смелости, от его умения бо­ роться за новую, открытую им, силу, еще, быть может, неприметную другим, — от всех этих качеств редактора и ре­ дакционного коллектива в большой сте­ пени зависит качество получаемых чита­ телем книг. А также и качество воспи­ тания, получаемого не только читателем, но и писателем. «Редактор,—указывал Горький в 1928 году,— это человек, ко­ торый в известной мере учит писателя, воспитывает его, как воспитывал Салты­ ков-Щедрин Сергея Атаву-Терпигорева, как помогал встать на ноги Осиповичу- Новодворскому и целому ряду других писателей. Так же отлично воспитывали молодежь В. Г. Короленко и А. Горн- фельд, делали эту работу Викт. Остро­ горский, А. Богданович, Викт. Миролю- бов». Постараемся же вдуматься в горьков­ скую мысль, осознать, что означает: хорошо «делать эту работу»? Горь­ кий перечислил редакторов прошло­ го — ну, а в наше время и в наших условиях? Понадобилась целая жизнь такого де­ ятеля сцены, как К. С. Станиславский, чтобы ответить на подобный вопрос, на­ зревший в театральном искусстве. Рабо­ та редактора некоторыми своими черта­ ми совпадает с работой режиссера и хо­ тя не аналогична ей вполне, но уж во всяком случае не менее сложна и ответ­ ственна. Чтобы обобщить опыт мастеров литературы, занимавшихся редактор­ ской деятельностью,— опыт Пушкина, Некрасова, Салтыкова-Щедрина, Чехо­ ва, Короленко, Горького — чтобы учесть опыт, накопленный нашими книжными издательствами и редколле­ гиями журналов и на его основе со­ здать систему редакторского искусства стройную, жизнеспособную, ясную, убе­ дительную, подобную той, которая раз­ работана в книгах, многочисленных

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2