Сибирские огни, 1959, № 6
Лидия ЧУКОВСКАЯ УБЕДИТЕЛЬНОСТЬ СЛОВЕСНОГО ИОКУССТВА О т ав тор а Р едко наша печать обсуждает ме тоды и принципы редакторской работы. Между тем редактор — один из ответственных деятелей советской литературы. Каждая редакция это своего рода литературно-педагогиче ский коллектив^ воздействующий не только на тех, для кого книги пишутся, но и на тех, кто их пишет. Каждая ре дакция своей повседневной работой над рукописями, своим общением с автора ми в значительной степени формирует писательскую индивидуальность. И в жизни писателя, в особенности молодо го, редакции принадлежит большое ме сто. Как бы ни было полезно начинаю щему слово опытного мастера, руково дящего семинаром в специальном литера турном вузе или объединением при за воде, — слово литератора, сидящего за редакторским столом, имеет для него особый вес и смысл: ведь это редактор открывает книге дорогу к читателю. «Быть или не быть», прозвучит ли, об ращенный к людям, новый голос или никто так и не услышит его — решает ся в редакции. Ведь это редактор произ водит первоначальный отбор из потока рукописей, ежедневно заливающем ре дакции. Ведь это он выбирает среди про изведений маститого писателя те, кото рые в первую очередь подлежат переиз данию. Ведь это он предъявляет к при нятой рукописи определенные идейные и художественные требования, он снаря жает книгу в великое плавание — в чи тательский океан. От степени его поли тической и литературной образованно сти, от широты его кругозора, от богат ства его жизненного опыта, от того, дурной или хороший у него вкус, раз вито ли критическое чутье и чутье к особенностям стиля, от его доброжела тельности и смелости, от его умения бо роться за новую, открытую им, силу, еще, быть может, неприметную другим, — от всех этих качеств редактора и ре дакционного коллектива в большой сте пени зависит качество получаемых чита телем книг. А также и качество воспи тания, получаемого не только читателем, но и писателем. «Редактор,—указывал Горький в 1928 году,— это человек, ко торый в известной мере учит писателя, воспитывает его, как воспитывал Салты ков-Щедрин Сергея Атаву-Терпигорева, как помогал встать на ноги Осиповичу- Новодворскому и целому ряду других писателей. Так же отлично воспитывали молодежь В. Г. Короленко и А. Горн- фельд, делали эту работу Викт. Остро горский, А. Богданович, Викт. Миролю- бов». Постараемся же вдуматься в горьков скую мысль, осознать, что означает: хорошо «делать эту работу»? Горь кий перечислил редакторов прошло го — ну, а в наше время и в наших условиях? Понадобилась целая жизнь такого де ятеля сцены, как К. С. Станиславский, чтобы ответить на подобный вопрос, на зревший в театральном искусстве. Рабо та редактора некоторыми своими черта ми совпадает с работой режиссера и хо тя не аналогична ей вполне, но уж во всяком случае не менее сложна и ответ ственна. Чтобы обобщить опыт мастеров литературы, занимавшихся редактор ской деятельностью,— опыт Пушкина, Некрасова, Салтыкова-Щедрина, Чехо ва, Короленко, Горького — чтобы учесть опыт, накопленный нашими книжными издательствами и редколле гиями журналов и на его основе со здать систему редакторского искусства стройную, жизнеспособную, ясную, убе дительную, подобную той, которая раз работана в книгах, многочисленных
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2