Сибирские огни, 1959, № 6
и в припадке сам наткнулся на нож и погиб. Такой результат следствия привел к суровому наказанию участников мятежа и самоуправства. Не был пощажен и колокол Спасо-Преображенского собора, который бил в набат, собирал народ. По приговору комиссии более 200 уг личан были казнены и сосланы в г. Пе- лым. У колокола был вырван язык, уре зано ухо и, по наказании плетьми, его приговорили к ссылке в Сибирь. Осуж денные на изгнание угличане, как гла сит предание, тащили колокол до То больска «волоком». В 1593 г. «этот первый, — по выра жению историка Сибири П. А. Словцо- ва, — и не умирающий ссыльный» при был в Тобольск и был сдан приказной избе и записан в статейный список. Здесь он, после смерти Бориса Годуно ва, был определен к церкви Спаса с на значением быть набатным. Потом пере везли его на Софийскую соборную коло кольню и определили как часобитный (отбивать часы). Затем, спустя некото рое время, поместили его в ряд зазвон- ных. Наконец в 1837 г. его сняли с со борной колокольни и повесили «в това риществе» четырех подобранных по тону под небольшой деревянный шатер при архиерейской церкви, чтобы показать эту историческую достопримечатель ность царскому наследнику (впослед- вии царю Александру II), посетившему Тобольск в 1837 г. в сопровождении В. А. Жуковского. Через несколько лет вместо деревян ного шатра здесь была сооружена су ществующая ныне каменная колоколен ка, и на нее повесили ссыльный коло кол, сделав его при архиерейской церк ви «благовестным». 299 лет пробыл колокол в тобольской ссылке. В 1849 году угличане вспомнили о своем ссыльном и возбудили ходатай ство перед правительством о возвраще нии его из Тобольска «на родину». Ни колай I повелел: «удостоверясь предва рительно в справедливости существова ния колокола в г. Тобольске и по сноше нию с обер-прокуратором Святейшего Синода, просьбу сию удовлетворить». Началась присущая тому времени пе реписка. Только в 1892 году, когда ца рем уже был внук Николая 1 Алек сандр III, вопрос о возвращении перво го ссыльного в Сибирь решен был по ложительно. «Я полагаю, — такова была резолю ция царя, — что все-таки можно вер нуть его обратно в город Углич, так как в Тобольску он совершенно не нужен, и заменить его другим». 27 апреля 1892 г. уполномоченные Угличской городской думы купцы Ша- ренов, Истомин и Кашинов с первым пароходом отправились в Тобольск за колоколом. 9 мая ссыльный колокол был пере дан приехавшей депутации. А через 11 дней, 21 мая 1892 г., он прибыл в Углич. Там, при большом стечении го рожан, был отслужен благодарственный молебен по случаю возвращения коло кола из сибирской ссылки. Веса в колоколе 319 кг, толщина его стенок 6 ,67 см, окружность нижнего края’ — 2 ,66 м. Медь на поверхности его от времени потемнела. Звук резкий и громкий. На колоколе высечена сле дующая надпись: «Сей колокол, в кото рый били в набат при убиении благо верного царевича Дмитрия в 1593 году, прислан из города Углича в Сибирь в ссылку во град Тобольск к церкви Все- милостивейшего Спаса, что на Торгу, а потом на Софийской колокольне был часобитный». В настоящее время колокол находит ся в Угличском историческом музее. В Тобольском музее хранится точ ная модель ссыльного колокола. * * * Угличский колокол — не единствен ный из опальных и ссыльных колоко лов. Наказание колоколов в старину имело довольно широкое распростране ние. После покорения Иваном III Новгоро да Великого городской вечевой колокол был вывезен в Москву. Здесь он был перелит и в 1681 году, по указу царя Федора Алексеевича, сослан в Корель- ский Николаевский монастырь за то, что звоном своим в полночь испугал царя. Аналогична, отчасти, и судьба Псков ского вечевого колокола. В последний раз ударили в этот колокол псковичи в воскресенье утром 13 января 1510 года. С покорением Пскова, колокол 26 ян варя 1510 г. был спущен с колокольни при общих слезах псковичей об утрачен ной свободе. Вместе с тремястами се мейств псковский вечевой колокол был отвезен в Москву.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2