Сибирские огни, 1959, № 6
ставить свои близкие отношения к Ми хайлову так, что стороннему наблюдате лю он и Михайлов представлялись со вершенно чуждыми друг другу людьми, воздерживающимися от взаимных сно шений и не имеющими ничего общего между собою. Только такое объяснение можно дать сообщению поляка-каторжа- нина, передаваемому Пантелеевым и введшему в заблуждение биографов Чернышевского и Михайлова». Проследив взаимоотношения, устано вившиеся между Чернышевским и Ми хайловым, начиная с 1846 года, со дня их первого знакомства в одной из уни верситетских аудиторий и до ареста Михайлова в 1861 году, Козьмин при шел к выводу, что Чернышевский с большим сочувствием относился к зло ключениям, постигшим его старого дру га, и «не в отчуждении от Чернышев ского, а в дружеской близости с ним прошли последние дни жизни Михайло ва, и эта близость, несомненно, должна была скрасить ту безотрадную обста новку, среди которой умирал старый друг Чернышевского». Правильность этого мнения можно подтвердить еще рядом фактов и сооб ражений. Ведь именно Чернышевский вместе с женою, Некрасовым, Полон ским и другими друзьями посетил Ми хайлова в крепости перед отправкой его на каторгу. Именно он поддерживал намерение Н. В. Шелгунова, видного деятеля русского революционного дви жения, публициста, отправиться в Си бирь с целью освободить Михайлова. (Главным обвинением против Михайло ва являлась прокламация «К молодому поколению», написанная им совместно с Н. В. Шелгуновым.) Один из агентов III отделения доно сил по начальству о том, что «в апреле 1862 года предположено было подать адрес государю в пользу государствен ного преступника Михайлова. Адрес этот составлен был Чернышевским и Шелгуновым». За два года разлуки не произошло ни чего такого, что могло бы отразиться на дружеских отношениях между этими людьми. Да и обстановка первой встре чи была такова, что не допускала без участного отношения Чернышевского и Михайлова друг к другу. Ведь Черны шевского доставили на каторгу больным и поместили в Кадаинское лазаретное отделение, где в это время лежал Ми хайлов. Вне поля зрения исследователей остались краткие сведения о том, что Чернышевский в Кадае интересовался творческими замыслами Михайлова, хо рошо был знаком с циклом его сибир ских рассказов, стихотворений и эпи грамм. С. Стахевич в своих воспоминаниях «Среди политических преступников» пишет: «Во время пребывания в Кадае Михайлов, по словам Н. Г. (Чернышев ского), занимался некоторыми литера турными работами; между прочим, за думал ряд картин из жизни доисториче ского человека. Одна из этих картин особенно понравилась Н. Г., и некото рые детали ее он пересказывал нам. Кроме картин доисторической жизни, Михайлов пописывал кое-какие стихи. Одно и з стихотворений имело сюжетом стечение богомольцев на поклонение чтимой населением иконе божьей мате ри. Стихотворение заканчивалось на смешливым четверостишием, которое у Н. Г. сохранилось в памяти и он про декламировал его нам; я запомнил это четверостишие, для печати оно не удобно». Говоря о жизни Михайлова и Черны шевского на каторге, исследователи об ходят молчанием показания такого сви детеля, как Эмиль Андреоли. А ведь он, живя в одной хижине с Чернышев ским, подружился с ним, знал он и Ми хайлова. Тепло отзываясь о том и дру гом, он подчеркивает их дружеские от ношения. Заключенные Кадаинской тюрьмы вы водились на работу по сортировке ру ды. Работа производилась около руд ных куч в бывшем угольном сарае. Каторжане работали по подъему и от катке породы из штольни Оскар, из ° Юльевской, по расчистке лихтлага № 1, отливу из него воды, производили и дру гие подземные работы. И без того тяжелое положение за ключенных усугублялось бессмысленной жестокостью, мелочными придирками, доносами жандармского генерала М. С. Шилова, первого коменданта Управле ния Горно-Нерчинского округа. Начальникам над политическими за ключенными во всех тюрьмах каторги вменялось в обязанность строго наблю дать за тем, чтобы «ссыльнокаторж ные не распространяли политических идей, вредных общественному благо устройству, господствующей религии и разрушающих должное уважение к госу дарю императору и его правительству, а также к местным властям». Весной 1865 года по всей каторге разнеслась весть о том, что администра ция подготавливает материалы, затребо ванные правительством, разрабатывав шим в связи с предстоявшей помолвкой цесаревича проект манифеста об амни стии. Действительно, 5 марта 1865 года министерство внутренних дел предложи ло губернаторам представить в III отде ление списки всех лиц, находящихся в каторжной работе и на поселении, а также подвергшихся другим наказа ниям по судебным приговорам и взыска ниям по разным политическим делам. Здесь же предлагалось дать сведения и о том, как ведут себя внесенные в спи сок лица и заслуживают ли они облег чения своей участи.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2