Сибирские огни, 1959, № 6
та тоже в тот раз добыл кабаргу таким способом, — Улукиткан потом разъяс нил мне это). Он подает мне знак затаиться, кладет пикульку в рот прямым срезом на ружу и прижимает е е языком к небу. — Пи-пи... пи-иии... — раздается тягучий звук высокого тона и располза ется внезапной тревогой по ельнику. Его подхватывает эхо, несет дальше по склонам, в глубину расщелин. — Пи-и... пи-ии... — повторяет старик и зами рает, прижавшись спиной к корявому стволу, держа бердану наготове. Лес вдруг переполняется какими-то таинственными шорохами, а выверну тые корни упавших деревьев, обросшие мхом, кажутся чудовищами, наблюдаю щими за нами из сумрака. Старик через две-три минуты повторяет свой жалобный призыв. Именно так кричат оставленные матерью телята кабарги, если над ними стрясется ка кая-нибудь беда. Вот мы и ждем, надеясь, что на крик прибежит самец. Кажет ся, сейчас из-за валежника покажется его морда и, выскочив на тропу, он за стынет на мгновенье, а старик успеет прицелиться. В самку Улукиткан, конеч но, стрелять не будет. — Пи-ии... пи-ии... — расползается по лесу крик, неотличимый от крика теленка. Неужели поблизости никого нет? И еще более томительным кажется ожидание: уж очень хочется посмотреть на живую кабаргу. Но вдруг чуткое ухо улавливает где-то внизу легкий шорох, в другое время его, пожалуй, и не уловил бы, но при этой напряженности от слуха ничего не ускользает. Улукит кан подает мне знак пальцем не шевелиться, а сам поднимает бердану, пристра ивает ее к плечу, смотрит влево на тропу, ждет, затаившись. Вдруг слева, где тропка огибает огромный камень, вздрагивает ольховый куст, раздваивается и показывается огромная голова... медведя!.. Пока мы приходим в себя, зверь вы совывается всей своей облезлой тушей на тропу, сбочив голову, прислушивает ся, нюхает воздух, знает, что где-то близко теленок, и тихо крадется к нам. Словно молния, меня поражает страшная мысль: в бердане Улукиткана патрон с осечкой и заряд совсем маленький, с круглой пулькой, ею только ра зозлишь медведя. Горько сожалею, что нет со мною карабина. Какой у этого зверя огромный череп и как бы он украсил мою коллекцию! Все это проносит ся мгновенно в голове, с нарастающей тревогой. А медведь совсем близко, под нимается к нам по тропе, то осторожно вышагивая, то замирая, пытаясь разга дать, цде затаилась добыча. И кажется, вот сейчас пошевелись, и он мгновен но накроет тебя. Я глубоко убежден, что в открытом поединке медведь не посмеет напасть на человека, даже больше, достаточно ему уловить его запах, как он немедлен но обратится в бегство. И все ж е при этой неожиданной встрече с таким огром ным зверем, да еще если у тебя, кроме посоха, ничего нет в руках, невольно по телу пробегает холодок. Тут уж надо уметь собрать всего себя, чтобы не расте ряться. Вот медведь совсем уже близко от нас, остановился, прядет короткими ушами, видно, понять не может, почему теленок не кричит. В его приземистой фигуре, коротких, чуточку вывернутых наружу передних ногах, в низко опу щенной гоЛЬве — чудовищная сила. Как он уверен в себе! И от этого у меня сердце бьется часто-часто. Мне ничего не остается, как ждать, доверившись Улукиткану. Перевожу свой взгляд на него. Старик спокоен, лицо его непрони цаемо. Вдруг его осеняет какая-то мысль, и улыбка раздвигает губы. Поду мать только: ему еще смешно! А в это время зверь, обходя ели, скрывается в чаще. Старик опускает бер дану, торопливо достает из сумочки два патрона. Я, еще более обеспокоенный, принужден молчаливо ждать развязки. Еле уловимым движением Улукиткан бросает один патрон вниз, в медве дя. Патрон перелетает его, глухо ударяется о камень. Зверь мгновенно зами рает. Он обескуражен, настороженно ждет, не понимая, что это за звук, не на
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2