Сибирские огни, 1959, № 5

поступления в Академию Художеств и 5 марта 1899 года, спустя год после смерти Шишкина, -Гуркин зачисляется вольнослушателем Академии Худо­ жеств. Следовательно, Шишкин не мог устраивать Гуркина в Академию, так как в это время его, Шишкина, уже не было в живых. Говорить о зрелости Гуркина-художника Шишкин также не мог, потому что Гуркин во время жизни Шишкина только начал свою учебу в его мастерской. Периодизация творчества Г. Гуркина в книге не соответствует действительно­ сти. Отнесение художника к этнографам тоже неосновательно. Автор относит художника к этнографам потому, что у Гуркина имеются этнографические ра­ боты. По такому признаку Гуркина мож­ но отнести и к археологам или фоль­ клористам, так как у него, кроме этно­ графической тематики, имеются этюды, рисунки и даже картины по археологии и алтайскому героическому эпосу. Ведь Гуркин, будучи алтайцем, не мог оста­ ваться вне самобытной жизни своего на­ рода, иначе он не смог бы дать алтай­ ской специфики и не назывался бы ал­ тайским художником. Но алтайская этнография, археология и былинный эпос художнику служили всего-навсего подсобным материалом в его творческой деятельности, правда, собранным им со всей добросовестностью и тщательно­ стью. Поэтому мы вправе говорить об этнографическом материале, но не при­ числять художника к этнографам. Г. Н. Образцов сделал попытку ана­ лизировать творчество Гуркина. Но из книги явствует, что автор не ознако­ мился в достаточной степени с работами художника. Очевидно, этим объясняется противоречивая оценка картины «Камла­ ние». Г. Образцов начинает с того, что Гуркин «сознательно подражает нидер­ ландскому художнику Рембрандту», что он «взял так же темновато-теплые и мягкие тона, как у Рембрандта...». Да­ лее автор неудержимо восторгается ма­ стерским описанием шаманского ритуа­ ла, костюма, лунной ночи и тем, что магическое настроение шамана и при­ сутствующих эффективно подчеркнуто освещением от костра и луны, что в этой картине Гуркин «выступает как об­ личитель язычества» (стр. 19). В чем обличается шаманство — совершенно непонятно: в умелом соблюдении ритуа­ ла? В заключение автор приходит к вы­ воду, что картина «Камлание» компози­ ционно несовершенна, что в ней нет ти­ пических образов, в ней присутствует схематизм, позерство, что художник не знает перспективы, а задний план деко­ ративен и прочее. Спрашивается, для чего были пропеты столь лестные дифи­ рамбы? А вот как Г. Образцов описывает дру­ гую картину «Юрта в Аносе»: «Перед нами убогое жилище — шестиугольная рубленая юрта, рядом с нею — конусо­ образный аил. Все богатство и хозяйст­ во алтайца здесь на виду — лошадь, теленок да собака, бродящая перед жи­ лищем». Каков же вывод автора? «Кар­ тина «Юрта в Аносе» — ценный вклад в этнографию». Слишком примитивное понятие у автора об этнографии. Совершенно недостаточно, сбивчиво .’Представлены в книге пейзажные рабо­ ты Гуркина. Известная картина «Кан- Алтай» автором описана так: «Перед нами могучий темный лес, насупившие­ ся угрюмые горы-великаны со снежны­ ми вершинами...» (стр. 24). Ни в ори­ гинале этой картины (находящейся в г. Томске), ни в варианте 1936 года (Гор­ но-Алтайск) нет «могучего темного леса», — есть только несколько кедро­ вых деревьев. Кроме всего, в книжке обилие иска­ жений, описок, грамматических и дру­ гих погрешностей. В двух местах повторяется (стр. 8 и 9), что А. В. Анохин учился в Петер­ бургской консерватории, тогда как он учился в Певческой Капелле, ныне Ле­ нинградская государственная академиче­ ская капелла. Указывается, что Гуркин, как верую­ щий христианин (стр. 16), иллюстриро­ вал книгу Макаровой-Мирской «Апосто­ лы Алтая». В действительности в упо­ мянутой книге нет ни одного гуркин- ского рисунка, если не считать другой книги этого же автора под названием «На служении Алтая» (Харьков, 1911 года), где помещены два видовых ри­ сунка под названием «В глуши» и «Ал­ тайский кедр». Неверно и то, что яко­ бы Гуркин оригиналы картин оставлял у себя, а копии продавал. Лучшие по­ лотна в оригинале были проданы им с первых выставок, из них «Кан-Алтай», «Корона Катунии» (Томск), «Озеро гор­ ных духов» (Ленинград) и др. Есть в книге описки и опечатки: вместо «Адриа­ нова», написано «Андрианов», вместо «Юрта Сурьи» — «Юрта Сурки» и т. д. Горно-Алтайское издательство, возла­ гая большие надежды на кандидата наук, снизило требовательность не толь­ ко к автору, но и к редакторам. КОРОТКО О КНИГАХ Сибирская добровольческая. Новоси­ бирск. Кн. изд-во, 1958, 307 с. Из сибирских далеких просторов, От Оби, полноводной реки, Из колхозов, и шахт, и заводов Лавой двинулись сибиряки. Этими строками А. Смердова откры­ вается книга, посвященная славному боевому пути сибирской добровольче­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2