Сибирские огни, 1959, № 5
дл я характеристики жизни в Сибири на чала 90-х годов прошлого века. В заключение хочется высказать одно критическое замечание. Известно, что мать ученого, Полина Карловна, решив опубликовать письма своего сына, подвергла их основатель ной литературной обработке. И, к сожа лению, не только литературной!.. Ею сделаны в письмах многочисленные до бавления. Редакторы сборника во введе нии к «Сибирским письмам» справедли во отмечают, что «в то время как под линные письма Владимира Афанасьеви ча заключают только точные факты, эти добавления Полины Карловны, ос нованные на самом разнообразном и не всегда безупречном материале, сообща ют иногда неверные или устаревшие сведения. В особенности представляют с я теперь наивными некоторые социаль ные и философские рассуждения». Читая столь хорошее замечание ре дакторов сборника, невольно восприни маешь его как обоснование их следую щей фразы о сокращении писем Обруче ва за счет малоценных добавлений, авто ром которых можно полагать Полину Карловну. Но, к нашему удивлению, мы ничего подобного во введении не обнаружили, а прочитали там прямо противополож ное: «Удалить эти части писем мы не считали возможным, так как у нас нет бесспорных данных для точного разли чения авторства». Из-за подобной «установки», при нятой редакторами сборника, оказы вается совершенно ненужной и пустой приблизительно третья часть писем, ко торую трудно приписать В. А. Обруче ву и в которой зачастую теряются дей ствительно глубокие и очень полезные высказывания этого замечательного уче ного и патриота. Л . Н а р а л ь к и н КНИГА с погрешностями В ышла в свет первая книга о художнике-алтайце I'. И. Гурки- не1. Автор, кандидат философских наук Г. А. Образцов, поставил перед собой благородную и давно назревшую зада чу — познакомить общественность с жизнью и творчеством крупного худож ника. ‘ Г . А . О бразцов . Г. И. Гуркин — алтай ский художник-пейзажист. Горно-Алтайск, 1958 г., стр. 46. Но, к сожалению, книга не дает чита телю цельного представления о худож нике. Более того, некоторые биографи ческие сведения о нем вызывают сомне ния, имеются и противоречивые сужде ния о его жизненном пути. Автор, описывая детские годы Гурки- яа, идеализирует его художественные способности. Если верить автору, то Гуркин чуть ли не с пеленок начал увле каться живописью, «срисовывая нетвер дой рукой ребенка картины с иллюстра ций журналов и книг» (стр. 6). Соз дается впечатление, что Гуркин с дет ских лет находился в окружении куль турной семьи, где имелись журналы и книги... Это у алтайца-то в 1870 г.! О каких журналах и книгах мог мечтать отец Гуркина, бедняк, когда в то время большинство алтайцев не видели печат ного слова? Автор далее добавляет, что Гуркин в детстве все время «уходил в горы и там то красками, то карандашом воспроизводит чарующие горные доли ны, реки, озера». Это также неправдо подобно! Откуда могли появиться крас ки в глухих алтайских аилах? Г. А. Образцов много места уделил встрече Гуркина с художником И. И. Шишкиным на Нижегородской ярмарке; он пишет, что с 1897 г. «Гуркин начал жить в семье Шишкина» (стр. 10); сооб щается об устройстве Шишкиным Гур кина в Академию Художеств. Автор не упустил даже такую деталь, как пред смертное завещание Шишкина своему ученику быть всегда «верным природе, ее стихии и красоте» (стр. 10). За не сколько месяцев до смерти Шишкин якобы говорил Гуркину, что он «уже зрелый художник», и советовал ему ехать на родину (стр. 10). Весьма бой ко описана автором экзотическая встре ча алтайского «купца» — Гуркина с Шишкиным на ярмарке, где Гуркин будто бы продавал свои картины вме сте с шорными изделиями своего отца и других местных ремесленников. В представлении автора в те далекие времена на Алтае жили, видимо, не ко чевники-скотоводы, а ремесленники по изготовлению шорных изделий, коль их продукция вывозилась даже в Нижний Новгород. Но, пожалуй, ни один даже самый нерасчетливый скупщик не ре шился бы пуститься в Нижний Новгород с алтайскими седлами и уздечками. Гур кин никогда не выезжал в Нижний Нов город. Не было на Алтае также купли и продажи земельных участков, как пи шет об этом автор («отец Гуркина при обрел небольшую усадьбу, занимался шорным ремеслом», стр. 6). Г. Гуркин действительно был в близких отношени ях с Шишкиным, но в его семье не жил. Гуркин только одну неполную зиму занимался в мастерской Шишкина. По сле скоропостижной смерти художника в марте 1898 года он возвращается на Алтай, затем только в августе 1899 года снова приезжает в Петербург уже для
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2