Сибирские огни, 1959, № 5

дл я характеристики жизни в Сибири на­ чала 90-х годов прошлого века. В заключение хочется высказать одно критическое замечание. Известно, что мать ученого, Полина Карловна, решив опубликовать письма своего сына, подвергла их основатель­ ной литературной обработке. И, к сожа­ лению, не только литературной!.. Ею сделаны в письмах многочисленные до­ бавления. Редакторы сборника во введе­ нии к «Сибирским письмам» справедли­ во отмечают, что «в то время как под­ линные письма Владимира Афанасьеви­ ча заключают только точные факты, эти добавления Полины Карловны, ос­ нованные на самом разнообразном и не всегда безупречном материале, сообща­ ют иногда неверные или устаревшие сведения. В особенности представляют­ с я теперь наивными некоторые социаль­ ные и философские рассуждения». Читая столь хорошее замечание ре­ дакторов сборника, невольно восприни­ маешь его как обоснование их следую­ щей фразы о сокращении писем Обруче­ ва за счет малоценных добавлений, авто­ ром которых можно полагать Полину Карловну. Но, к нашему удивлению, мы ничего подобного во введении не обнаружили, а прочитали там прямо противополож­ ное: «Удалить эти части писем мы не считали возможным, так как у нас нет бесспорных данных для точного разли­ чения авторства». Из-за подобной «установки», при­ нятой редакторами сборника, оказы­ вается совершенно ненужной и пустой приблизительно третья часть писем, ко­ торую трудно приписать В. А. Обруче­ ву и в которой зачастую теряются дей­ ствительно глубокие и очень полезные высказывания этого замечательного уче­ ного и патриота. Л . Н а р а л ь к и н КНИГА с погрешностями В ышла в свет первая книга о художнике-алтайце I'. И. Гурки- не1. Автор, кандидат философских наук Г. А. Образцов, поставил перед собой благородную и давно назревшую зада­ чу — познакомить общественность с жизнью и творчеством крупного худож­ ника. ‘ Г . А . О бразцов . Г. И. Гуркин — алтай­ ский художник-пейзажист. Горно-Алтайск, 1958 г., стр. 46. Но, к сожалению, книга не дает чита­ телю цельного представления о худож­ нике. Более того, некоторые биографи­ ческие сведения о нем вызывают сомне­ ния, имеются и противоречивые сужде­ ния о его жизненном пути. Автор, описывая детские годы Гурки- яа, идеализирует его художественные способности. Если верить автору, то Гуркин чуть ли не с пеленок начал увле­ каться живописью, «срисовывая нетвер­ дой рукой ребенка картины с иллюстра­ ций журналов и книг» (стр. 6). Соз­ дается впечатление, что Гуркин с дет­ ских лет находился в окружении куль­ турной семьи, где имелись журналы и книги... Это у алтайца-то в 1870 г.! О каких журналах и книгах мог мечтать отец Гуркина, бедняк, когда в то время большинство алтайцев не видели печат­ ного слова? Автор далее добавляет, что Гуркин в детстве все время «уходил в горы и там то красками, то карандашом воспроизводит чарующие горные доли­ ны, реки, озера». Это также неправдо­ подобно! Откуда могли появиться крас­ ки в глухих алтайских аилах? Г. А. Образцов много места уделил встрече Гуркина с художником И. И. Шишкиным на Нижегородской ярмарке; он пишет, что с 1897 г. «Гуркин начал жить в семье Шишкина» (стр. 10); сооб­ щается об устройстве Шишкиным Гур­ кина в Академию Художеств. Автор не упустил даже такую деталь, как пред­ смертное завещание Шишкина своему ученику быть всегда «верным природе, ее стихии и красоте» (стр. 10). За не­ сколько месяцев до смерти Шишкин якобы говорил Гуркину, что он «уже зрелый художник», и советовал ему ехать на родину (стр. 10). Весьма бой­ ко описана автором экзотическая встре­ ча алтайского «купца» — Гуркина с Шишкиным на ярмарке, где Гуркин будто бы продавал свои картины вме­ сте с шорными изделиями своего отца и других местных ремесленников. В представлении автора в те далекие времена на Алтае жили, видимо, не ко­ чевники-скотоводы, а ремесленники по изготовлению шорных изделий, коль их продукция вывозилась даже в Нижний Новгород. Но, пожалуй, ни один даже самый нерасчетливый скупщик не ре­ шился бы пуститься в Нижний Новгород с алтайскими седлами и уздечками. Гур­ кин никогда не выезжал в Нижний Нов­ город. Не было на Алтае также купли и продажи земельных участков, как пи­ шет об этом автор («отец Гуркина при­ обрел небольшую усадьбу, занимался шорным ремеслом», стр. 6). Г. Гуркин действительно был в близких отношени­ ях с Шишкиным, но в его семье не жил. Гуркин только одну неполную зиму занимался в мастерской Шишкина. По­ сле скоропостижной смерти художника в марте 1898 года он возвращается на Алтай, затем только в августе 1899 года снова приезжает в Петербург уже для

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2