Сибирские огни, 1959, № 5
становится и Михаил Демин в лириче ских миниатюрах и в стихах, тяготею щих к рассказу, балладе. Она приведет его к настоящей зрелости, если поэт точно определит ее направление, если солнце, вставшее над строителями ма гистрали, будет озарять его стихи. И л ь я С у х о в УРОКИ ПЕРВОГО ОПЫТА ПГывают романы, содержание кото- " рых исчерпывается самое боль шее двумя банальными фразами, и не доумеваешь, зачем исписано столько бумаги, чтоб выразить так мало и так поверхностно. Есть рассказы, даже для этого малого жанра, краткие, удивитель но экономные, но в них такая бездна содержания, что невольно думаешь, дру гому здесь хватило бы на объемистый роман. Сила и глубина художественных обобщений никогда не находилась в прямой зависимости от жанра произве дения. Между тем к рассказу иногда мы относились, да и сейчас некоторые от носятся как к жанру не просто малому, но и легонькому, в котором будто бы закрепляются лишь мгновенные впечат ления и мелкие события, рисуются ку сочки, частицы нашей большой и много гранной жизни. Все это не более как за блуждение, легко опрокидываемое опы том русской литературы. Но оно стой кое и, к сожалению, находит свое при менение в художественной практике. В самом деле, что, кроме потрясаю щей легкости содержания, можно обна ружить в таком рассказе Ю. Магалифа, как «Тюль на занавеску»? Девушка Таня получила зарплату, учла все свои расходы и убедилась — осталось пятьдесят рублей, которые можно положить на сберкнижку или истратить на тюлевую занавеску, ее дав нишнюю мечту. Но входит соседка Мур ка и просит: «Дай сорок рублей, жду Александра Васильевича, абажур новый надо купить.» Об Александре Василье виче, о Саше, и его приходе взволнован но думала и Таня, однако, не колеблясь, она отдает соседке эти пятьдесят руб лей: покупай абажур! Приходит Саша, и выясняется: да, он говорил, шутил с Та ниной соседкой, но собирался и пришел он в общежитие за ней, Таней, и при глашает ее погулять. Оглядывая ком натку, Саша между прочим заметил: «Очень хорошо, что окошко ничем не занавешено: к чему закрывать основной источник света!» Тут тьма всяких «тонкостей», но беда в том, что ради них, собственно, и написан этот рассказ. А психологиче ские изыски и ньюансы имеют вес толь ко в том случае, если несут с собою большое содержание. Да, здесь запечат лены какие-то мгновения в жизни трех молодых людей, и они их как-то харак теризуют, но во имя чего они автором закреплены в рассказе — осталось его тайной. Очевидно одно: это не те мгно вения, которые, по выражению В. Бе линского, «сосредоточивают столько жизни, сколько не изжить ее и в века». А ведь великий критик говорил как раз о тех мгновениях, которые уловлены и запечатлены в тесные рамки рассказа. Не менее легковесен рассказ «Аким- чик и Мусенька». В нем уже без всяких тонкостей рассказана банальнейшая ис тория о том, как властная Мусенька ко мандовала и строжилась над своим ува жаемым на производстве, но перед ней безгласым муженьком Акимчиком. В юмористических рассказах прошлого и нашего века такие истории варьирова лись на разный лад. Ю. Магалиф повто рил ее не без юмора, но и только. В самом большом рассказе «Одолень- трава» содержится хорошая и верная мысль: труд — целитель душевных ран человека. Здесь уместен тот психологи ческий анализ поведения героини, кото рый пытается сделать автор. Женщину оставил любимый ею муж. Она потрясе на, обессилена, раздавлена тяжестью своего горя. Люди окружают ее внима нием и заботой, но впервые относитель но спокойно, без сновидений уснула она после того, как множество неотложных дел, предстоящих на завтра, обступили ее со всех сторон. Все правильно, но, к сожалению, снова и в этом рассказе Ю. Магалифа пленяют изыски и краси вости. Есть в нем и трагедийный, почти вещий сон, и лес, который подавлял своим безмолвным величием, и цветы одолень-трава, которые дарит ей внима тельный человек, и, конечно, очищаю щая гроза с ливнем, и пушкинские стро ки — «все, все, что гибелью грозит...». Подробно, пышно и — не ново. Тут же рядом на двух-трех страницах рассказа но о большом горе старой женщины Ха кимы Нургалиевны, потерявшей мужа и дочь. Она тоже трудом залечивала свои раны. Но рассказано об этом про сто, без «поэтической» мякины и ваты, и потому производит нужное впечатле ние. В чем основной недостаток таких и подобных им произведений? В том, что источник их — не жизнь, а литература, в том, что написаны они по образу и по добию уже существующих произведе ний, только без оригинального решения взятой темы, без наполнения рассказов- тем своим и неповторимым, что несет в литературу каждый молодой писатель из своего жизненного опыта. Когда же Ю. Магалиф замечает в на шей жизни явления крупного смыслово го значения и пытается решить их по-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2