Сибирские огни, 1959, № 5

.лишь в сопряжении с другими фактами, .лишь освещенные мыслью и чувством, включенные в жизненный поток. Надо сказать, что лучшие стихи Ми­ хаила Демина привлекательны именно этим внутренним движением, напряжен­ ностью образов. День сгорел. Но осталось пламя над березовыми стволами. Зашумело на горных склонах, по овражью, по бездорожью, в пропыленных, пронзенных дрожью, опаленных лучами кронах, — так рисует он картину листопада. Она оказывается динамической, непо­ койной, стремительной. И бушует, не затихая, полыхает, не затихая, облетает, шумит густая золотая листва сухая. Очень точные словесные краски здесь найдены поэтом! Тревога странствий, жажда познания жизни — вот чувства, которыми проникнут этот пейзаж,— чувства самого лирического героя, упо­ енного великолепием сибирской осени. Владимир Луговской написал однаж­ ды: Никогда не ведите движений от локтя — Давайте движенье всегда от плеча. Стихотворение, о котором только что шла речь, написано «от плеча» — с подъемом, уверенно, сильно. Но мы уже видели, что в книге «Ли­ цом к Востоку» встречаются и стихи «от локтя», которым недостает раско­ ванности, широты. В этих стихах вер­ ное стремление Михаила Демина к сжа­ той выразительности поэтического сло­ ва оборачивается нарочитой эскизно­ стью, искусственным и неоправданным «недосказом». Здесь уже не художник владеет своими способами изложения, применяемыми так, как этого требует замысел, а прием, манера диктует свое­ му создателю, связывая, ограничивая его. Нарочитыми, надуманными кажутся и мотивы, звучащие в разделе «Тридца­ тилетие». После стихов, исполненных искренней, действенной любви к родно­ му краю, стихов современного землепро­ ходца, странно и досадно читать уны­ лые рассуждения о дребезжащем серд­ це, о том, что, дескать, Все не спеть, всех к сердцу не прижать. Смешно и неприятно видеть лирическо­ го героя — недавнего изыскателя и пу­ тешественника в ботах под названием «прощай, молодость». Откуда эта поза усталости и разочарованности? Прихо­ дится говорить о позе, потому что ника­ кой реальной основы подобных «дребез­ жащих» настроений найти не возможно. Вспомним, что это стихи, вышедшие из- под пера тридцатилетнего поэта, которо­ му еще жить да жить, работать да работать! Нет, «время угомониться» еще не наступило, «по-прежнему не избы­ лось» то, что мечталось, и еще «не до- любилось, не допелось»... Читатель, с добрым чувством закры­ вающий книгу «Лицом к Востоку», за­ думывается над тем — каковы же пути дальнейшего роста Михаила Демина, пути преодоления внутренних помех, препятствующих полному и ясному рас­ крытию наиболее сильных сторон его творчества. Разумеется, сам поэт может найти возможности, которые не преду­ смотрит никто другой. Но все же кое- что видно и со стороны. Вдумываясь в прочитанное, подмечаешь, как постепен­ но приближается лирический герой поэ­ зии Демина к окружающим его людям. Надо сказать, что и вышедшие из-под его пера картины сибирской тайги, ал­ тайской степи обычно наполнены челове­ ческим содержанием. А затем все чаше и настойчивее входят в пейзаж люди — мастера, как называет их сам поэт. Здесь лесорубы и путевые обходчики, кузнец и комбайнерка, отпалыцица и шахтер, рыбаки и плотники. Они обри­ сованы броскими, но немногими штриха­ ми. Демин здесь сосредоточивает свое внимание больше на поэтических чертах профессии, чем на человеке, эту профес­ сию представляющем. Но вот в стихо­ творении «Магистраль» (завершающем книгу и самом крупном по размеру) рас­ сказ ведется уже о личном достоинстве — о мужестве и стойкости трех развед­ чиков, ценою жизни проложивших вехи будущей магистрали, и о ,том, как дру­ гие, молодые работники нашли в этом подвиге образец для себя, своей жизни. Юность мира! Вот она, в походе, чай хлебает, курит у костра... И над ней, окутав м агистраль в сизый дым, большое солнце всходит. ' Эти строки заключают книгу «Лицом к Востоку». Единое, благородное, чистое чувство сплотило людей разных про­ фессий. Здесь поэт словно ближе подо­ шел к своим товарищам по таежным по­ ходам и трудам, увидел, как общие для всех советских людей стремления вопло­ щаются в личных судьбах, в больших делах. Овладение неиссякаемым богатством человеческих отношений и характеров, помыслов и чувств, рождаемых совре­ менностью, — вот надежнейший источ­ ник новых поэтических открытий. Обра­ щаясь к нему, каждый художник стиха находит собственные неповторимые сло­ ва для ответа на выдвигаемые жизнью вопросы. На свою, особенную тропу

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2