Сибирские огни, 1959, № 5
.лишь в сопряжении с другими фактами, .лишь освещенные мыслью и чувством, включенные в жизненный поток. Надо сказать, что лучшие стихи Ми хаила Демина привлекательны именно этим внутренним движением, напряжен ностью образов. День сгорел. Но осталось пламя над березовыми стволами. Зашумело на горных склонах, по овражью, по бездорожью, в пропыленных, пронзенных дрожью, опаленных лучами кронах, — так рисует он картину листопада. Она оказывается динамической, непо койной, стремительной. И бушует, не затихая, полыхает, не затихая, облетает, шумит густая золотая листва сухая. Очень точные словесные краски здесь найдены поэтом! Тревога странствий, жажда познания жизни — вот чувства, которыми проникнут этот пейзаж,— чувства самого лирического героя, упо енного великолепием сибирской осени. Владимир Луговской написал однаж ды: Никогда не ведите движений от локтя — Давайте движенье всегда от плеча. Стихотворение, о котором только что шла речь, написано «от плеча» — с подъемом, уверенно, сильно. Но мы уже видели, что в книге «Ли цом к Востоку» встречаются и стихи «от локтя», которым недостает раско ванности, широты. В этих стихах вер ное стремление Михаила Демина к сжа той выразительности поэтического сло ва оборачивается нарочитой эскизно стью, искусственным и неоправданным «недосказом». Здесь уже не художник владеет своими способами изложения, применяемыми так, как этого требует замысел, а прием, манера диктует свое му создателю, связывая, ограничивая его. Нарочитыми, надуманными кажутся и мотивы, звучащие в разделе «Тридца тилетие». После стихов, исполненных искренней, действенной любви к родно му краю, стихов современного землепро ходца, странно и досадно читать уны лые рассуждения о дребезжащем серд це, о том, что, дескать, Все не спеть, всех к сердцу не прижать. Смешно и неприятно видеть лирическо го героя — недавнего изыскателя и пу тешественника в ботах под названием «прощай, молодость». Откуда эта поза усталости и разочарованности? Прихо дится говорить о позе, потому что ника кой реальной основы подобных «дребез жащих» настроений найти не возможно. Вспомним, что это стихи, вышедшие из- под пера тридцатилетнего поэта, которо му еще жить да жить, работать да работать! Нет, «время угомониться» еще не наступило, «по-прежнему не избы лось» то, что мечталось, и еще «не до- любилось, не допелось»... Читатель, с добрым чувством закры вающий книгу «Лицом к Востоку», за думывается над тем — каковы же пути дальнейшего роста Михаила Демина, пути преодоления внутренних помех, препятствующих полному и ясному рас крытию наиболее сильных сторон его творчества. Разумеется, сам поэт может найти возможности, которые не преду смотрит никто другой. Но все же кое- что видно и со стороны. Вдумываясь в прочитанное, подмечаешь, как постепен но приближается лирический герой поэ зии Демина к окружающим его людям. Надо сказать, что и вышедшие из-под его пера картины сибирской тайги, ал тайской степи обычно наполнены челове ческим содержанием. А затем все чаше и настойчивее входят в пейзаж люди — мастера, как называет их сам поэт. Здесь лесорубы и путевые обходчики, кузнец и комбайнерка, отпалыцица и шахтер, рыбаки и плотники. Они обри сованы броскими, но немногими штриха ми. Демин здесь сосредоточивает свое внимание больше на поэтических чертах профессии, чем на человеке, эту профес сию представляющем. Но вот в стихо творении «Магистраль» (завершающем книгу и самом крупном по размеру) рас сказ ведется уже о личном достоинстве — о мужестве и стойкости трех развед чиков, ценою жизни проложивших вехи будущей магистрали, и о ,том, как дру гие, молодые работники нашли в этом подвиге образец для себя, своей жизни. Юность мира! Вот она, в походе, чай хлебает, курит у костра... И над ней, окутав м агистраль в сизый дым, большое солнце всходит. ' Эти строки заключают книгу «Лицом к Востоку». Единое, благородное, чистое чувство сплотило людей разных про фессий. Здесь поэт словно ближе подо шел к своим товарищам по таежным по ходам и трудам, увидел, как общие для всех советских людей стремления вопло щаются в личных судьбах, в больших делах. Овладение неиссякаемым богатством человеческих отношений и характеров, помыслов и чувств, рождаемых совре менностью, — вот надежнейший источ ник новых поэтических открытий. Обра щаясь к нему, каждый художник стиха находит собственные неповторимые сло ва для ответа на выдвигаемые жизнью вопросы. На свою, особенную тропу
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2