Сибирские огни, 1959, № 5
ру» ходят греться козы,— не более то го. А во втором передано ощущение всеобщего весеннего подъема, нетерпели вого и радостного. Перелет и сев, люди и оживающие деревья здесь поставлены рядом, заодно, и образ земли, ее трудо вого пота, завершает возникающую пе ред нами просторную картину. Да, в книжке Демина встречаются сти хи, равные по небольшому количеству строк, но далеко не одинаковые по сво ей силе, по глубине и остроте представ лений, в них выраженных. И тут-то чи татель понимает, что стремление к сжа тости, собранности словесного выраже ния это не только забота о стиховой форме, не просто верификационный «прием», а нечто большее, непосред ственно связанное с мышлением поэта, с тем, как он видит мир и как намере вается рассказать о нем. Действительно, читая «Лицом к Вос току», убеждаешься, что Демин старает ся быть немногословным ради того, что бы как можно рельефнее, отчетливее выразить свою любовь к родным краям, раскрыть красоту, не сразу бросающую ся в глаза, постигаемую в труде, посте пенно и напряженно. И в ряде стихотво рений ему удалось достичь искомой це ли. Примечательны три «портрета» рек — Лены, Енисея, Ангары. Для того, чтобы написать их, поэт «мок на спла вах в зыбучей пене. На рыбалках встре чал рассветы. В заполярных бродил сне гах» — и таким-то образом, изучив сво их «героев», почувствовал себя вправе охарактеризовать каждого из них. Тог да-то и вошли в стихи Демина пеннокуд рая, синеокая Лена, «брызги слез штор мовых» Енисея, ледяное дыхание, беше ная вода Ангары... Так, в книге рядом с лирическим ге роем, рядом с другими людьми стано вятся и иные знакомцы: реки и леса, деревья и птицы. И, пожалуй, самый величественный образ — это Азия (в стихотворении того же названия). Вот она: В косматые туманы, спрятав горизонты-берега, размахнулась хвойным океаном и бушует, и молчит тайга. И за дымкой хвойной бирюзы мир мне виден с этих гор сосновых: очертанья дамб и строек новых от сибирских рек и до Янцзы. Очень ценна эта широта зрения и ши рота чувств, способность ощутить себя сыном великой, преображенной, свобод ной Азии и уменье воплотить бескрай- ность просторов в пластически нагляд ных строках, рассказывающих, как «ветры спят и отдыхают тучи по дороге с Диксона в Шанхай», как «полыхнул рассвет над горным пиком», как «пле щет холодком с речной косы»... Именно такое совмещение емких, об щих планов (применяя здесь определе ния, принятые в кинематографии) и зри мых, видных, крупно обрисованных ча стностей позволяет поэту передать и бескрайность окружающего мира и его живую, непосредственную, прелесть. Ес тественно и просто переходит он от мгновенного, казалось бы, еле уловимо го впечатления к обобщенному, широко му, эмоциональному «выводу»: Пролилось в распадок глухоманный молоко таежного тумана. ...На востоке звездочка слиняла, сыростью пахнули зеленя... Ты навек, Сибирь, околдовала белыми туманами меня! Молоко таежного тумана, «слиняв шая» звездочка, запах зеленей...— от сюда словно прыжок (но подготовлен ный, оправданный!) к пылкому призна нию в любви к родной Сибири... По-иному оборачивается дело, когда Михаил Демин лишь «информирует» читателя, преподносит ему «готовые ис тины». Вспомнив Девушку «в мужских штанах, с росинкой пота на обморожен ном носу», он попросту заявляет: «И понял я — прикрас не нужно». Спору нет,— поэт не ошибается, отвергая «прикрасы» и отдавая предпочтение по длинной красоте, в ее обыденном, рабо чем обличьи. Но беда в том, что здесь нет попытки донести обаяние, свойствен ное молодой работнице; вместо этого дается лишь некая «пропись», которую нам и предлагается взять на веру. То же происходит и в стихотворении «Пора вставать». Здесь сперва доводит ся до сведения читателя, что «к утру расперло клепку в кадке. Примерзли во лосы к палатке», а за сим следует итог: Иду и думаю о том, что выявляются в простом и малом качества солдата. И опять как будто не о чем спорить с автором: мысль, высказанная им, вер на... Однако высказана о н а , сухо, нази дательно, не имеет достаточно крепкой опоры в предшествующих, описатель ных строках, и потому не доходит до са мого сердца, не оставляет в нем проч ного следа. А порой происходит обратное. Демина привлекает какая-нибудь броская де таль, и бывает так, что он «закрепляет» ее в строке и... ставит точку. Скажет о том, что «вся земля ждет света и теп ла, а цветы на вербе — меховые!» или о том, что «очень просто ночью по ошибке прикурить от вспышки рысьих глаз» ,— и тем ограничивается. А ведь один штрих, одна подробность, как бы ни были они сами по себе «эффектны», не дают образа. Они начинают «играть»
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2