Сибирские огни, 1959, № 5
В книге представлена большая группа литературной, главным образом, поэти ческой молодежи. Их произведения вы делены в большой раздел «Первые стро ки». Здесь хочется отметить цикл Вл. Держинского «Весна топографа». Не все одинаково в этой подборке, но у мо лодого автора есть своя тема, за которой ощущается свой житейский опыт, своя задорная юношеская интонация. Горячий темперамент молодости при сущ «первым строкам» А. Щитова, ли рический герой которых жаждет под вига, творческой работы, требует от се бя и от других жизни в полную меру и полной отдачи всех сил делу. Различны по качеству произведения, опубликованные в сборнике «Лите ратурный Омск». И все-таки в нем боль ше пока неудач, которые объясняются малой требовательностью его состави телей и редакторов. И. Г р и н б е р г „ОТ ПАТЧА И ОТ АОКТЯ“ М ихаил Демин — поэт Сибири. Не той старой, что встала двадцать с лишним лет тому назад на страницах «Золотой Олекмы» Виссариона Саяно ва, воплощенная в образах разгульных и алчных купчиков, одиноких искателей счастья, ссыльных, гибнущих в таежной глуши. В книге «Лицом к Востоку»1 идет речь о Сибири наших дней, об Ал тае пятидесятых годов, с огнями гидро станций, с громом тысячекилометровых магистралей, с просторами засеянных, обработанных степей. По-прежнему тре вожно и призывно звучит над бирюзо выми поймами журавлиный клик, но те перь птицам отвечает гудок паровоза. По-прежнему радует усталого путника пламя костра в таежной чаще, но теперь оно предвещает начало новых строек. По-прежнему стремительна Ангара, но теперь ее холодные воды бьются о дамбы Иркутской ГЭС... Новая красота, созданная человеческими руками, сли лась с вековой красотою природы, со общив ее новый смысл. Однако, сказав это о стихах Михаила Демина, мы определим лишь круг инте ресов поэта,— источник его вдохнове ния. Этот источник могуч и неиссякаем, он питает не одного только Демина, но многих ноэтов-сибиряков. Каковы же 1 М и хаи л Д ем ин . Лицом к Востоку. Стихи М. «Сов. писатель», 1958, 104 стр. отличительные черты сборника «Лицом к Востоку», в чем его особенности, да и существуют ли они? Не составлен ли он из стихотворений разношерстных, случайных, лишеннных внутренней связи? К счастью, на этот вопрос можно от ветить отрицательно. «Лицом к Востоку» — это действительно КНИГА поэта,— во многом несовершенная, несколько однотонная (об этом речь пойдет даль ше), но цельная и последовательная, об ладающая лица необщим выражением. Вглядываясь в него повнимательнее, читатель прежде всего замечает настой чивое стремление поэта к сжатости, краткости. Стихотворение «Комбайнер ка», к примеру, сводится к одному чет веростишию (разбитому на семь строк). Вот и лето отстрадовало... Туман. Оранжевое жнивье. Стоит комбайнерка у штурвала. И только Небо Выше нее. Здесь поэт достиг желаемого: не толь ко схватил черты пейзажа, окружающе го героиню, но и поднял ее, труженицу, над просторами, ею побежденными. Но, конечно же, концентрирован ность, сжатость поэтической речи не до стигается простым количественным уменьшением стихотворных строк. Ма ленькое по размеру стихотворение мо жет все же показаться многословным, если оно не оставляет законченного, ясного впечателения и бедно по охва ченному в нем жизненному содержанию. По сравнению с ним большая по своему объему, но гуще насыщенная мыслями, чувствами, фактами поэма окажется бо лее сжатой. Справедливость этого утверждения нетрудно проверить. Вот два стихотворе ния Михаила Демина. Первое из них — Выемка. Трещат морозы. След копытный поутру. Видно, ночью ходят козы греться к нашему костру. Как видим, оно очень коротко. Вто рое — чуть подлиннее: Время вешнего перелета. Время сева. И всем забота: почкам — лопаться под лучами, людям — браться за пахоту. Пот по лицам бежит ручьями... И земля в ручьях, как в поту. Какое из этих стихотворений можно признать более сжатым? Да разумеется второе, потому что оно более содержа тельно, потому что образ, в нем возни кающий, охватывает многое, о многом говорит читателю. В самом деле, пер вое, на поверку, лишь «сообщает» о том, что вот, дескать, «к нашему кост
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2