Сибирские огни, 1959, № 5

В книге представлена большая группа литературной, главным образом, поэти­ ческой молодежи. Их произведения вы­ делены в большой раздел «Первые стро­ ки». Здесь хочется отметить цикл Вл. Держинского «Весна топографа». Не все одинаково в этой подборке, но у мо­ лодого автора есть своя тема, за которой ощущается свой житейский опыт, своя задорная юношеская интонация. Горячий темперамент молодости при­ сущ «первым строкам» А. Щитова, ли­ рический герой которых жаждет под­ вига, творческой работы, требует от се­ бя и от других жизни в полную меру и полной отдачи всех сил делу. Различны по качеству произведения, опубликованные в сборнике «Лите­ ратурный Омск». И все-таки в нем боль­ ше пока неудач, которые объясняются малой требовательностью его состави­ телей и редакторов. И. Г р и н б е р г „ОТ ПАТЧА И ОТ АОКТЯ“ М ихаил Демин — поэт Сибири. Не той старой, что встала двадцать с лишним лет тому назад на страницах «Золотой Олекмы» Виссариона Саяно­ ва, воплощенная в образах разгульных и алчных купчиков, одиноких искателей счастья, ссыльных, гибнущих в таежной глуши. В книге «Лицом к Востоку»1 идет речь о Сибири наших дней, об Ал­ тае пятидесятых годов, с огнями гидро­ станций, с громом тысячекилометровых магистралей, с просторами засеянных, обработанных степей. По-прежнему тре­ вожно и призывно звучит над бирюзо­ выми поймами журавлиный клик, но те­ перь птицам отвечает гудок паровоза. По-прежнему радует усталого путника пламя костра в таежной чаще, но теперь оно предвещает начало новых строек. По-прежнему стремительна Ангара, но теперь ее холодные воды бьются о дамбы Иркутской ГЭС... Новая красота, созданная человеческими руками, сли­ лась с вековой красотою природы, со­ общив ее новый смысл. Однако, сказав это о стихах Михаила Демина, мы определим лишь круг инте­ ресов поэта,— источник его вдохнове­ ния. Этот источник могуч и неиссякаем, он питает не одного только Демина, но многих ноэтов-сибиряков. Каковы же 1 М и хаи л Д ем ин . Лицом к Востоку. Стихи М. «Сов. писатель», 1958, 104 стр. отличительные черты сборника «Лицом к Востоку», в чем его особенности, да и существуют ли они? Не составлен ли он из стихотворений разношерстных, случайных, лишеннных внутренней связи? К счастью, на этот вопрос можно от­ ветить отрицательно. «Лицом к Востоку» — это действительно КНИГА поэта,— во многом несовершенная, несколько однотонная (об этом речь пойдет даль­ ше), но цельная и последовательная, об­ ладающая лица необщим выражением. Вглядываясь в него повнимательнее, читатель прежде всего замечает настой­ чивое стремление поэта к сжатости, краткости. Стихотворение «Комбайнер­ ка», к примеру, сводится к одному чет­ веростишию (разбитому на семь строк). Вот и лето отстрадовало... Туман. Оранжевое жнивье. Стоит комбайнерка у штурвала. И только Небо Выше нее. Здесь поэт достиг желаемого: не толь­ ко схватил черты пейзажа, окружающе­ го героиню, но и поднял ее, труженицу, над просторами, ею побежденными. Но, конечно же, концентрирован­ ность, сжатость поэтической речи не до­ стигается простым количественным уменьшением стихотворных строк. Ма­ ленькое по размеру стихотворение мо­ жет все же показаться многословным, если оно не оставляет законченного, ясного впечателения и бедно по охва­ ченному в нем жизненному содержанию. По сравнению с ним большая по своему объему, но гуще насыщенная мыслями, чувствами, фактами поэма окажется бо­ лее сжатой. Справедливость этого утверждения нетрудно проверить. Вот два стихотворе­ ния Михаила Демина. Первое из них — Выемка. Трещат морозы. След копытный поутру. Видно, ночью ходят козы греться к нашему костру. Как видим, оно очень коротко. Вто­ рое — чуть подлиннее: Время вешнего перелета. Время сева. И всем забота: почкам — лопаться под лучами, людям — браться за пахоту. Пот по лицам бежит ручьями... И земля в ручьях, как в поту. Какое из этих стихотворений можно признать более сжатым? Да разумеется второе, потому что оно более содержа­ тельно, потому что образ, в нем возни­ кающий, охватывает многое, о многом говорит читателю. В самом деле, пер­ вое, на поверку, лишь «сообщает» о том, что вот, дескать, «к нашему кост­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2