Сибирские огни, 1959, № 5

Говоря о прозе сборника, нельзя не отметить ее тематическую и сюжетную ограниченность. Сейчас уже никто не станет называть мелкотемными произ­ ведения о любви и личных отношениях. Но'-рассказы сборника, посвященные этим темам, производят впечатление мел­ котемных поверхностными решениями, отсутствием свежей мысли, оригиналь­ ных сюжетных положений. Вот, напри­ мер, рассказ И. Марьеты «Капель». На­ писан он умело, неплохим языком, с хорошей художественной детализацией. Но сюжет его построен на искусствен­ ной, надуманной, анекдотической кол­ лизии: влюбленная девушка ждет от демобилизованного солдата Василия ре­ шительного объяснения в любви, а он, оказываются, пришел, чтобы сватать ей своего приятеля Андрея. Стоило тра­ тить на это любовное недоразумение столько творческого пафоса? Автор пы­ тается усложнить свой анекдот мотивом соперничества двух подруг, но в кон­ тексте данного сборника это лишь под­ черкивает сюжетную слабость произве­ дения. Дело в том, что содержание всех других произведений на любовную тему, помещенных в рецензируемой книге, как это ни странно, построено на сопер­ ничестве двух подруг. В рассказе И. Марьеты соперничают доярка Паша и колхозный счетовод Любка; в киносце­ нарии С. Тряпичкина молодые колхозни­ цы Аннушк а и Лена влюблены в шофе­ ра Алешу. В рассказе В. Украинцевой «Березонька» страсти двух подружек— телятниц Оли и Кати разгораются из-за гармониста Игоря. Любопытно также, что в минуты любовной тоски героини киносценария С. Тряпичкина и рассказа В. Украинцевой поют одну и ту же пе­ сенку _ «Куда ведешь, тропинка ми­ лая...» Как беден, должно быть, любов­ ный песенный репертуар! Из других вещей сборника следует отметить тепло написанные рассказы о детях Ю. Лебедева и П. Карякина, а также «Чужие дела» Б. Малочевского. Немалое место занимает в книге поэ­ зия. Отрадно, что в поэтическом разделе появляются новые имена. Но тема со­ временности звучит, к сожалению, в сти­ хах поэтов-омичей сравнительно редко. Только отрывок из поэмы Т. Белозеро^ ва «Саша» является обнадеживающей заявкой на большое произведение о ге­ рое современности. Историко-революционная тема зани­ мает основное место в циклах стихов И Листова и Л. Шевчука. Против этого было бы трудно возразить, тем более, что поэты серьезно поработали над сво­ ими стихами. И все же, читая стихи, нельзя не согласиться с теми, кто в предсъездовской дискуссии и на самом съезде писателей РСФСР утверждал, что долг молодого поколения литерато­ ров говорить, прежде всего, о современ­ ности. В стихотворении Игоря Листова «После штурма» немало удачных поэ- тических находок, помогающих выраже­ нию основной мысли: октябрьский пере­ ворот был началом великой эпохи сози­ дания нового мира. Но при чтении сти­ хотворения сразу же вспоминается кар­ тина В. Серова «Зимний взят»: два красногвардейца, спокойно, по-хозяйски закуривающие у мраморных ступеней ширкой лестницы Зимнего. И дело не только в том, что некоторые детали кар­ тины В. Серова перекочевали в стихо­ творение: мраморные ступени, статуя Афродиты и даже основной сюжетный мотив. — Вот махорка... Закури, братишка! Работенки много впереди... Суть в том, что идея стихотворения вся уже содержится в картине Серова и вы­ ражена в ней с предельной художествен­ ной силой. Добротное, яркое стихотворе­ ние «После штурма», но сияет оно отра­ женным блеском. Неудачны стихи Д. Лукашенко. Одно из них называется «Приметы весны». Но тщетно было бы искать в нем хоть малейшие приметы нашей весны. Речь идет о смене времен, так сказать, в чис­ то метеорологическом аспекте. К тому же выполнены стихи далеко не тщатель­ но, многие образы не продуманы авто­ ром. «И хотя еще одета снежной шубой грудь полей...» Грудь не может быть одета, ее можно укрыть, прикрыть, за­ крыть... Неплохо говорится о зиме, усту­ пающей место весне: «И на шубе ста­ ренькой заплатками проталинки». Но вслед за этим идет нечто необъяснимое, нелогичное: Пришивает лучик тонкий Те заплатки вширь и вдаль(7), Расползается шубенка. Только нам ее не жаль. Нет, не жаль, хотя полгода Нету срока носки в ней (?)... Так и не ясно, чем занимается «лучик тонкий» — шьет он или порет? Сборник начинается со стихотворения Ивана Ягана, посвященного XXI съезду партии — «Партии родной». Идея та­ кого поэтического зачина книги, конеч­ но, верна. Но художественное качество стихотворения не соответствует его большой и благородной теме. Стихотво­ рение лишено исторической конкретно­ сти, образной оригинальности. И напи­ сано оно плохим языком, неточным, иногда недодуманными словами. Ты нас ведешь путем прямым, неторным По свету ленинских великих вех. «Ведешь... по свету... вех». Право, зжа- ет ли автор смысл слова «вехи»? Знает ли он, что торный путь означает глад­ кий, ровный. Или: Мы за тобой на стройки шли из боя, Успехи, неудачи не тая. Кто же таит удачи? Не такими бес­ помощными стихами следовало отклик­ нуться на такое событие, как съезд пар­ тии.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2