Сибирские огни, 1959, № 5
Говоря о прозе сборника, нельзя не отметить ее тематическую и сюжетную ограниченность. Сейчас уже никто не станет называть мелкотемными произ ведения о любви и личных отношениях. Но'-рассказы сборника, посвященные этим темам, производят впечатление мел котемных поверхностными решениями, отсутствием свежей мысли, оригиналь ных сюжетных положений. Вот, напри мер, рассказ И. Марьеты «Капель». На писан он умело, неплохим языком, с хорошей художественной детализацией. Но сюжет его построен на искусствен ной, надуманной, анекдотической кол лизии: влюбленная девушка ждет от демобилизованного солдата Василия ре шительного объяснения в любви, а он, оказываются, пришел, чтобы сватать ей своего приятеля Андрея. Стоило тра тить на это любовное недоразумение столько творческого пафоса? Автор пы тается усложнить свой анекдот мотивом соперничества двух подруг, но в кон тексте данного сборника это лишь под черкивает сюжетную слабость произве дения. Дело в том, что содержание всех других произведений на любовную тему, помещенных в рецензируемой книге, как это ни странно, построено на сопер ничестве двух подруг. В рассказе И. Марьеты соперничают доярка Паша и колхозный счетовод Любка; в киносце нарии С. Тряпичкина молодые колхозни цы Аннушк а и Лена влюблены в шофе ра Алешу. В рассказе В. Украинцевой «Березонька» страсти двух подружек— телятниц Оли и Кати разгораются из-за гармониста Игоря. Любопытно также, что в минуты любовной тоски героини киносценария С. Тряпичкина и рассказа В. Украинцевой поют одну и ту же пе сенку _ «Куда ведешь, тропинка ми лая...» Как беден, должно быть, любов ный песенный репертуар! Из других вещей сборника следует отметить тепло написанные рассказы о детях Ю. Лебедева и П. Карякина, а также «Чужие дела» Б. Малочевского. Немалое место занимает в книге поэ зия. Отрадно, что в поэтическом разделе появляются новые имена. Но тема со временности звучит, к сожалению, в сти хах поэтов-омичей сравнительно редко. Только отрывок из поэмы Т. Белозеро^ ва «Саша» является обнадеживающей заявкой на большое произведение о ге рое современности. Историко-революционная тема зани мает основное место в циклах стихов И Листова и Л. Шевчука. Против этого было бы трудно возразить, тем более, что поэты серьезно поработали над сво ими стихами. И все же, читая стихи, нельзя не согласиться с теми, кто в предсъездовской дискуссии и на самом съезде писателей РСФСР утверждал, что долг молодого поколения литерато ров говорить, прежде всего, о современ ности. В стихотворении Игоря Листова «После штурма» немало удачных поэ- тических находок, помогающих выраже нию основной мысли: октябрьский пере ворот был началом великой эпохи сози дания нового мира. Но при чтении сти хотворения сразу же вспоминается кар тина В. Серова «Зимний взят»: два красногвардейца, спокойно, по-хозяйски закуривающие у мраморных ступеней ширкой лестницы Зимнего. И дело не только в том, что некоторые детали кар тины В. Серова перекочевали в стихо творение: мраморные ступени, статуя Афродиты и даже основной сюжетный мотив. — Вот махорка... Закури, братишка! Работенки много впереди... Суть в том, что идея стихотворения вся уже содержится в картине Серова и вы ражена в ней с предельной художествен ной силой. Добротное, яркое стихотворе ние «После штурма», но сияет оно отра женным блеском. Неудачны стихи Д. Лукашенко. Одно из них называется «Приметы весны». Но тщетно было бы искать в нем хоть малейшие приметы нашей весны. Речь идет о смене времен, так сказать, в чис то метеорологическом аспекте. К тому же выполнены стихи далеко не тщатель но, многие образы не продуманы авто ром. «И хотя еще одета снежной шубой грудь полей...» Грудь не может быть одета, ее можно укрыть, прикрыть, за крыть... Неплохо говорится о зиме, усту пающей место весне: «И на шубе ста ренькой заплатками проталинки». Но вслед за этим идет нечто необъяснимое, нелогичное: Пришивает лучик тонкий Те заплатки вширь и вдаль(7), Расползается шубенка. Только нам ее не жаль. Нет, не жаль, хотя полгода Нету срока носки в ней (?)... Так и не ясно, чем занимается «лучик тонкий» — шьет он или порет? Сборник начинается со стихотворения Ивана Ягана, посвященного XXI съезду партии — «Партии родной». Идея та кого поэтического зачина книги, конеч но, верна. Но художественное качество стихотворения не соответствует его большой и благородной теме. Стихотво рение лишено исторической конкретно сти, образной оригинальности. И напи сано оно плохим языком, неточным, иногда недодуманными словами. Ты нас ведешь путем прямым, неторным По свету ленинских великих вех. «Ведешь... по свету... вех». Право, зжа- ет ли автор смысл слова «вехи»? Знает ли он, что торный путь означает глад кий, ровный. Или: Мы за тобой на стройки шли из боя, Успехи, неудачи не тая. Кто же таит удачи? Не такими бес помощными стихами следовало отклик нуться на такое событие, как съезд пар тии.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2