Сибирские огни, 1959, № 5
ская девочка. Читаешь и думаешь: ей, наверное, очень хочется учиться в кон серватории. А ведь это деревенская де вушка, из трудовой семьи. Отец ее — батрак, активист чуть не сожженный, стрелянный, мать — женщина деятель ная, энергичная, а дочка получилась совсем другая! Да еще и имя-то ей да ли — Поленька! Если бы можно было этот образ поправить для нового изда ния, то я бы поправил. Я согласен с тем, что вторая полови на книги слабее, чем первая. И здесь невольно напрашивается объяснение. В первой части — сюжет необыкновен ный. Я до сих пор помню, как старик Петр рубанул цыгана и ощутил — холодная или горячая сталь у топо ра. Конечно, против всех этих страстей трудно противопоставить что-то равно ценное. Выход может быть найден лишь в создании характеров. А характеры Пьянкова, Ракитина только намечены, а до конца не доведены. И если бы при шлось дорабатывать книгу, надо поду мать, что можно сделать для устранения этих слабых мест. Я ничего не сказал в комплимент. Прошу записать в стенограмме в отно шении образа Аниски. Мне кажется, это удивительный образ и новый для литературы. Он очень тщательно сделан, в хорошем рисунке, в хорошей русской манере. Это — музыкально построен ный образ и доведенный до конца с этим узелком с хлебом. Кто-то сказал, что когда подрастает Петр, то теряется Анисья? Она такой и должна быть. И она не теряется. И еще. Мы отвыкли от таких книг! Здесь — все видение свое, и своя фи лософия. И обратите внимание, эта кни га — почти на грани мелодрамы постро ена. Но все достоинство ее заключается в том, что она построена на этой грани... Чуть-чуть — и все убийства превратят ся черт знает во что. А убийства, напи санные в такой серьезной манере,— это «передвижническая» живопись. Поэто му неправ, мне кажется, тов. Хавкин, говоривший о патологии образа Григо рия Бородина. Здесь не патология, а на оборот — логическое развитие образа. В том-то и ужас положения Бородина, что для своего существования он дол жен убивать. И в этом, если хотите, вся мораль собственничества. Если рассуж дать об этой идее собственничества вглубь, то мы ясно увидим, что капита лизм вынужден убивать и убивать, по тому что без крови, без насилия, без войны он жить не может. Здесь чувство собственности персонифицировано в од ном образе. В заключение Л. Соболев сказал: — Очень отрадно, что у нас стали появляться такие произведения. По звольте поздравить друг друга с хоро шим сибирским романом. А автору по желаем довести его до совершенства». О некоторых художественных просче тах автора говорил на обсуждении B. Архангельский. С. Залыгин возражал против некото рых советов, данных автору. Он не со гласился с пожеланием Д. Нагишкина на какой-то момент перенести действие ро мана на фронт: это нарушило бы цель ность произведения. Относительно последней части романа C. Залыгин заметил, что она на самом деле не выдерживает ту нагрузку, кото рая предназначена ей по замыслу. Здесь не найдено нового характера. В заключение С. Залыгин сказал: «Многие пришли в восторг от того, что говорил здесь А. Иванов. Я этому зна чения не придаю. Лучше дать ему не говорить, а писать побольше. У меня со здалось впечатление, что автор пережи вает момент, когда ему нужно оторвать ся от этой вещи, иначе его замучают советами. Я пользуюсь присутствием редакторов, чтобы просить их опреде лить роман здесь. А в отношении сове тов — автор сам должен решить, как с ними быть». Председательствующий С. Баруздин, подводя итоги обсуждения романа, ска зал о плодотворности такого конкретно го разговора о произведении, о том, что автор вправе соглашаться или не согла шаться с теми или иными советами, и все-таки многое из сказанного заслужи вает его внимания. Он предложил представителям печа ти шире, подробнее рассказать на стра ницах своих газет о таком хорошем, ин тересном и радостном явлении, как ро ман А. Иванова «Повитель».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2