Сибирские огни, 1959, № 5
В начале романа мы видим чрезвычай ную точность, доскональность и логиче скую последовательность всех обстоя тельств, которые подводят Бородина к военному периоду его жизни. А потом вдруг происходит убийственный сбой, который композиционно очень вредит книге. Вдруг Бородин исчезает из поля зрения, уходит на фронт, затем прихо дит с фронта, и лишь постепенно начи нает вырисовываться его подлая роль, которую он сыграл там, оказавшись де зертиром, трусом и т. д. Чтобы книга была более целостной и чтобы в ней не было никакого эле мента интриги (сейчас в книге нет лож ной интриги, это—социальный роман),— я полагаю, что в третьей части лучше было бы показать Бородина на фронте. И затем, мне кажется, в самом кон це А. Иванову несколько изменило чув ство меры. Моментами он переходит в изображении Григория Бородина в со знательный гротеск, даже в плакат, и это не идет на пользу книге, потому что появляется другая манера и книга те ряет в цельности. Описание обыска, когда вскрывается последний тайник подвала, чрезвычайно натуралистично. Не надо впадать в гре хи натурализма, а в романе — особен но в четвертой части, — имеется целый ряд мест, которые выпадают из общего плана книги. Пусть не все автору удалось сделать в романе сообразно поставленной зада че, пусть есть здесь и срывы, а иногда где-то дрогнула у него рука, но это только отдельные ошибки, и ошибки роста. А в целом мы все можем сказать, что растет очень серьезный и интерес ный писатель!». Выступивший затем П. Шебунин го ворил об умении А. Иванова мыслить образами, находить яркие детали, поз воляющие раскрыть души героев. Осо бенно интересно и сильно выписан об раз Григория Бородина. Обаятелен об раз Дуняши. В советской литературе он займет достойное место. Это — большая победа автора. Дуняша хоро ша не только своей беззаветной лю бовью к Веселову, но и большой чело веческой силой, которая постоянно устрашала Григория, заставляла его от ступать перед нею. Большой натяжкой считает П. Шебу нин факт избрания Григория председа телем колхоза. В деревне было уже не мало активных людей, которых читате ли успели полюбить, а на собрании они вдруг оказались безмолвными. Этому просто не веришь. Неоправдан© и пове дение Пьянкова, который знает о пре ступлениях Григория на фронте и мол чит. Не такой у Пьянкова характер, чтоб молчать об этом, ждать, а не ис кать свидетелей. Н. Емельянова обратила внимание на современность романа. «Мне этот роман и весь этот материал,— сказала Н. Еме льянова,—показался настолько обращен ным к живущему сейчас и настолько приковывает наше внимание к тому тя желому и страшному, что, к сожалению, еще доходит к нам из той глухой поры, которая так уродовала людей, что во прос о несовременности произведения даже и ставить нельзя». «Я поставил целью показать, как со ветская действительность очищает лю дей от скверны капиталистических пере житков», — сказал А. Иванов, и эти слова целиком воплотились в произве дении и подтверждаются впечатлением, которое у меня осталось от романа. По мнению Н. Емельяновой, Григо рий Бородин — новый образ в совет ской литературе. Подобный характер в нашей литературе еще не был показан с такой яркостью и силой. Несколько критических замечаний высказал О. Хавкин. «Я должен чисто сердечно сказать, что очень многое в романе меня озадачило. Прежде всего, я почувствовал здесь перо большой си лы, и драматической и лирической, и хотя многое во мне сопротивлялось и протестовало, но я читал роман с боль шим увлечением. Меня, прежде всего, заставил рассуж дать и размышлять сам Григорий. Он выписан с большим темпераментом и большой силой, и надо сказать, что про вести такую фигуру с молодости и до последних дней с такой последователь ностью, силой и темпераментом,— для этого надо иметь уже накопившееся ма стерство и разумное понимание того, что делаешь. Но мне показалось, что в образе Гри гория Бородина есть какие-то черты па тологии, отклонение от нормы человече ского поведения. Ожидание нового убий ства и нового уничтожения Григорием очередного противника убивает пред ставление о Григории, как о социаль ном явлении. Я согласен с мнением Д. Нагишкина, что вторая половина романа написана несколько в другой манере, и здесь ав тор в чем-то себя обкрадывает. Возьмите Аниску в первой половине романа и во второй. Вы запомнили ее с необыкновенно синими, до черноты глазами. Это нищенка, болезненная девушка, во второй части романа со всем другая. Она отступает на второй план и рисуется, как мать Петра, как забитая жена Григория. И только в кон це автор вспомнил, что нет — эти глаза еще живучи». «Я не стану повторять того, что здесь говорили Д. Нагишкин и другие това рищи относительно характеристики Гри гория и его общественной и социальной роли — все это я воспринимал также с чувством глубокого удовлетворения, — сказал С. Сартаков. И пейзажи, и образы, все, кончая взаимоотношениями героев, написаны ярким резким пером. Это не размель
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2