Сибирские огни, 1959, № 5
ПИСАТЕЛЕЙ РСФСР ОБСУЖДЕНИЕ РОМАНА АНАТОЛИЯ ИВАНОВА ' „П О ВИ Т ЕЛ Ь " В комиссии по русской литературе f . Союза писателей РСФСР в феврале это- i го года состоялось обсуждение романа ; А. С. Иванова «Повитель», опублико ванного в первых номерах журнала «Сибирские огни» за 1958 год. Открывая обсуждение, председатель ствующий С. Баруздин подчеркнул, что в центре внимания нового Союза писа телей должны быть не общие абстракт ные разговоры, а рукописи и книги, конкретное, творческое их обсуждение, что подобный творческий разговор с пи сателями должен стать у нас тради цией. Затем автор рассказал, как он рабо тал над романом. С подробным анализом романа А. Иванова выступил Д. Нагишкин: «Когда я начал читать книгу, у меня возникли некоторые литературные ана логии. Я не мог не вспомнить ’о судьбе Григория Мелехова, нашего старого ли тературного друга, а также не мог не вспомнить и второй литературный пер сонаж, который прочно вошел в гале рею образов нашей советской литерату ры, — образ Петра Ивановича Сторо- жева из «Одиночества» Н. Вирты. Не случайно возникают эти аналогии. Я не хочу говорить здесь о каких-то ка чественных аналогиях, мне интересен вопрос о духовной преемственности оп ределенных образов, существующих в советской литературе. Если вспомнить, что Григорий Меле хов выражал величайшую трагедию дон ского казачества, и если мы знаем, что, начав вооруженную борьбу против Со ветской власти, он пришел к краху, к пониманию того, что «старая жизня кончилась», а новая не началась и надо ее начинать... А как начинать — время покажет... Если вспомнить то, что было описано в романе Н. Вирты «Одиноче ство», то увидим, что духовная родня Григория Мелехова — Петр Сторожев тоже поднимал оружие против своего народа и шел по этому пути до конца, потому что другой жизни у него не было, 172 и он подох, как волк, загнанный охот никами. Это уже не тихий Дон, а Тамбовщи на. И вот, сейчас мы берем Сибирь. Пе ред нами возникает фигура Григория Бо родина, которая выразила собой очень глубокое философское содержание мно гих жизненных представлений сибир ских крестьян. А. Иванов взял на себя довольно тя желый труд — показать преемствен ность поколений русского крестьянина. И не случайно поэтому в его произве дении с равной силой начинают звучать темы трех поколений — деда, отца и сына. Когда мы говорим об этом багаже по колений, мы применяем обычно удоб ную политическую формулу, о глубине содержания которой стали подчас забы вать, — это формула: «пережитки капи тализма в сознании людей». Григорий Бородин не сам по себе стал человеком, которого постепенно возненавидела вся деревня. Нельзя за бывать о той человеческой ответствен ности за создание его' характера, которую несет отец Григория Бородина — Петр. Он пытается взять на себя эту ответ ственность и сделать Григория таким же, как он сам. Но Григорий, делая за тем своего сына по образу и подобию своего отца, перекладывая на молодые, еще не окрепшие плечи тяжкий груз частнособственнической психологии, пы тается избежать этой ответственности. Во всяком случае, Григорий пытается свои страдания разложить на двоих. А он страдал... Какой жестокой лом ке подвергался его характер со сторо ны отца, как жестоко мучился он сам, понимая, что груз ненависти к людям не сти дальше нельзя!.. Это не так просто показать, и я думаю, что А. Иванов со вершенно правильно, как и подобает со ветскому писателю, глубоко проникнул в психологию своих героев. Впервые у нас поставлен в художественном произ ведении вопрос о борьбе за формирова ние сознания советского человека в та
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2