Сибирские огни, 1959, № 5
бождены от «обязательного» труда и крепостные Егорьевского прииска. — Согнали тогда всех на площадь, к церкви, — рассказывал Платон Ва сильевич. — Перепутались люди — не приключилось ли, мол, чего, может, бунт где или беглые начальника убили. Запорют всех! Построили стражники мастеровых. Начал пристав читать царскую грамоту, а никто ничего и не поймет. Бабы пла чут. Известное дело, бабы — плохо — ревут, хорошо — тоже ревут. Привык ли, жизнь такая была тяжкая. Пристав говорит: — Освободил вас царь, теперь где хотите, там и работайте. Только лопоти- ну снимайте. В то время одежда была казенная. — А ежели желаете золото добы вать, — продолжает пристав, — то пла тить будем по 50 копеек за золотину. Подумали мужики. Лопотины своей нет, провианта не дадут. А с семьей куда уйдешь? И решили остаться. Но нисколько не полегчала жизнь и после манифеста. Условия работы оста лись такие же тяжелые. Работали и днем, и ночью при луне. На ногах са модельные башмаки-колодки. Инстру мент — кайло, деревянная окованная лопата и топор. Породу выносили из шахты в плетеных корзинах на своем горбу. А в корзине пять пудов. Прииск сначала был кабинетским, царской фамилии, а с 1910 года пере шел в концессию к англичанину Гордо ну и американцу Грохману. После них владельцем стало Российское золото промышленное общество, а управлял прииском немец, барон Остен-Саккен. Началась революция, барон бежал и за топил единственную паровую драгу. На этом и кончили иностранцы выкачивать сибирское золото. Прииск сегодня Если приехать в Егорьевское ночью, то может показаться, что у поселка при швартовался пароход, который чуть не подпирает бортами оба берега узенькой Суенги и светится яркими огнями. Но это не пароход, а драга. Желез ными черпаками достает она со дна реки песок, вгрызается в подводные скалы на глубине пяти метров. Подняв наверх золотоносную породу, драга отделяет ее от камней, которые выбрасывает транс портером на берег. На прииске сейчас работают три электрифицированные драги. У моторов, у конвейера и черпаков стоят матросы, несут очередную вахту. Матросы — это старинное название рабочих драги, оно сохранилось и до сего времени. Дейст вительно, здесь, как на корабле,—всю ду порядок и дисциплина. Кроме драги работают гидромонито ры. Сильной водяной струей они размы вают высокий глиняный обрез старых' шахт. Плывущую жидкую массу монитор гонит к золотоулавливающему шлюзу, где песчинки золота задерживаются между низенькими деревянными бакул- ками, улавливаются ртутью на резино вых ковриках. Здесь всего трое рабочих. Они Сле дят за гидромониторами и направляют струю. В размытых шахтах встречаются де ревянные колодки, которые носили кре постные взамен обуви, деревянные, око ванные железом лопаты и изъеденные ржавчиной кандалы. Находят здесь и че репа и кости, — останки погибших от об валов или умерших от болезней и от го лода людей. Теперешнюю технику на прииске нельзя и близко сравнить не только с «техникой» XVIII века, но и с паровой драгой, затопленной когда-то бароном: Остеном. Но прииск продолжает технически вооружаться. В прошлом году прибыла новая драга, производительностью в один миллион кубометров. Легко по нять ее мощь, если до сих пор дейст вовавшие драги имели мощность всего. 60 кубометров. Геологоразведочные работы обнару жили на большой глубине залежи золо та, и правительство утвердило строи тельство еще одной мощной драги, от пустив на это десять миллионов рублей. Эта драга имеет осадочные машины, ко торые дают возможность извлекать зо лото из отвалов, оставшихся от мало литражных драг. Есть на ней и специ альные приборы, улавливающие само родки. По сравнению с малолитражной: эта драга снизит себестоимость золота на 250 процентов. При большом количестве подсобных: механизмов централизованное пневмати ческое управление совершенно устра няет тяжелый физический труд чело века. Около ста моторов имеет драга, для нее идет прокладка высоковольт ной линии от Новосибирской ГЭС. В феврале прошлого года начали по ступать части драги. Завывала пурга, занесло все дороги на перевале. Буль дозеры медленно, нагромождая слева и справа высокие снежные валы, двига лись вперед. А вслед за ними тракторы- тягачи везли длинные деревянные сани с тяжелым грузом. За тракторами потя нулись ЗИСы с прицепами. Достаточно было отклониться на десяток сантимет ров в сторону, как машина могла завяз нуть в снегу и остановить всю колонну. Многотонные детали сгружались на полигоне в Егорьевском, и машины шли в обратный рейс за оставшимся грузом, чтобы завтра снова вернуться сюда. Так два месяца работали шоферы, мон тажники и грузчики, перевезя по зим ней таежной дороге 1500 тонн металло конструкций. Они выполнили задание в
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2