Сибирские огни, 1959, № 5

бождены от «обязательного» труда и крепостные Егорьевского прииска. — Согнали тогда всех на площадь, к церкви, — рассказывал Платон Ва­ сильевич. — Перепутались люди — не приключилось ли, мол, чего, может, бунт где или беглые начальника убили. Запорют всех! Построили стражники мастеровых. Начал пристав читать царскую грамоту, а никто ничего и не поймет. Бабы пла­ чут. Известное дело, бабы — плохо — ревут, хорошо — тоже ревут. Привык­ ли, жизнь такая была тяжкая. Пристав говорит: — Освободил вас царь, теперь где хотите, там и работайте. Только лопоти- ну снимайте. В то время одежда была казенная. — А ежели желаете золото добы­ вать, — продолжает пристав, — то пла­ тить будем по 50 копеек за золотину. Подумали мужики. Лопотины своей нет, провианта не дадут. А с семьей куда уйдешь? И решили остаться. Но нисколько не полегчала жизнь и после манифеста. Условия работы оста­ лись такие же тяжелые. Работали и днем, и ночью при луне. На ногах са­ модельные башмаки-колодки. Инстру­ мент — кайло, деревянная окованная лопата и топор. Породу выносили из шахты в плетеных корзинах на своем горбу. А в корзине пять пудов. Прииск сначала был кабинетским, царской фамилии, а с 1910 года пере­ шел в концессию к англичанину Гордо­ ну и американцу Грохману. После них владельцем стало Российское золото­ промышленное общество, а управлял прииском немец, барон Остен-Саккен. Началась революция, барон бежал и за­ топил единственную паровую драгу. На этом и кончили иностранцы выкачивать сибирское золото. Прииск сегодня Если приехать в Егорьевское ночью, то может показаться, что у поселка при­ швартовался пароход, который чуть не подпирает бортами оба берега узенькой Суенги и светится яркими огнями. Но это не пароход, а драга. Желез­ ными черпаками достает она со дна реки песок, вгрызается в подводные скалы на глубине пяти метров. Подняв наверх золотоносную породу, драга отделяет ее от камней, которые выбрасывает транс­ портером на берег. На прииске сейчас работают три электрифицированные драги. У моторов, у конвейера и черпаков стоят матросы, несут очередную вахту. Матросы — это старинное название рабочих драги, оно сохранилось и до сего времени. Дейст­ вительно, здесь, как на корабле,—всю­ ду порядок и дисциплина. Кроме драги работают гидромонито­ ры. Сильной водяной струей они размы­ вают высокий глиняный обрез старых' шахт. Плывущую жидкую массу монитор гонит к золотоулавливающему шлюзу, где песчинки золота задерживаются между низенькими деревянными бакул- ками, улавливаются ртутью на резино­ вых ковриках. Здесь всего трое рабочих. Они Сле­ дят за гидромониторами и направляют струю. В размытых шахтах встречаются де­ ревянные колодки, которые носили кре­ постные взамен обуви, деревянные, око­ ванные железом лопаты и изъеденные ржавчиной кандалы. Находят здесь и че­ репа и кости, — останки погибших от об­ валов или умерших от болезней и от го­ лода людей. Теперешнюю технику на прииске нельзя и близко сравнить не только с «техникой» XVIII века, но и с паровой драгой, затопленной когда-то бароном: Остеном. Но прииск продолжает технически вооружаться. В прошлом году прибыла новая драга, производительностью в один миллион кубометров. Легко по­ нять ее мощь, если до сих пор дейст­ вовавшие драги имели мощность всего. 60 кубометров. Геологоразведочные работы обнару­ жили на большой глубине залежи золо­ та, и правительство утвердило строи­ тельство еще одной мощной драги, от­ пустив на это десять миллионов рублей. Эта драга имеет осадочные машины, ко­ торые дают возможность извлекать зо­ лото из отвалов, оставшихся от мало­ литражных драг. Есть на ней и специ­ альные приборы, улавливающие само­ родки. По сравнению с малолитражной: эта драга снизит себестоимость золота на 250 процентов. При большом количестве подсобных: механизмов централизованное пневмати­ ческое управление совершенно устра­ няет тяжелый физический труд чело­ века. Около ста моторов имеет драга, для нее идет прокладка высоковольт­ ной линии от Новосибирской ГЭС. В феврале прошлого года начали по­ ступать части драги. Завывала пурга, занесло все дороги на перевале. Буль­ дозеры медленно, нагромождая слева и справа высокие снежные валы, двига­ лись вперед. А вслед за ними тракторы- тягачи везли длинные деревянные сани с тяжелым грузом. За тракторами потя­ нулись ЗИСы с прицепами. Достаточно было отклониться на десяток сантимет­ ров в сторону, как машина могла завяз­ нуть в снегу и остановить всю колонну. Многотонные детали сгружались на полигоне в Егорьевском, и машины шли в обратный рейс за оставшимся грузом, чтобы завтра снова вернуться сюда. Так два месяца работали шоферы, мон­ тажники и грузчики, перевезя по зим­ ней таежной дороге 1500 тонн металло­ конструкций. Они выполнили задание в

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2