Сибирские огни, 1959, № 5

создать конвейерные ленты шириной в полтора-два метра, способные переда­ вать на расстояние нескольких кило­ метров каждый час до 10 тыс. кубиче­ ских метров породы. Такая конвейерная лента заменяет по крайней мере 200— 300 десятитонных самосвалов. До недавнего времени конвейерные установки не могли передавать груз с большим углом подъема. Эта трудность теперь преодолевается. Транспортная лента прикрывается сверху непрерывно движущейся стальной кольчужной лен­ той, которая прижимает породу и не дает ей осыпаться вниз. Имеются кон­ вейерные установки, работающие под углом свыше 60 градусов, тогда как еще недавно уклон в 15—16 градусов счи­ тался предельным. Еще лучшие результаты может дать применение гидротранспорта, когда рыхлая или дробленая скальная порода смывается водой и через трубопрово­ ды, под давлением, выбрасывается из карьера наружу. Новые возможности намечаются в связи с применением шнекобуровых ма­ шин, которые высверливают уголь из пласта на открытых разрезах после того, как коэффициент вскрыши превосходит экономически допустимые пределы. При такой «полуоткрытой» добыче угля про­ изводительность труда не ниже, чем при обычной открытой. В умах ученых вынашивается идея выброса путем взрыва основной массы породы за пределы карьерного поля. По­ сле взрыва вскрышным экскаваторам придется проделать лишь небольшую работу для того, чтобы добраться до пласта угля. Таким образом содружество науки в производства позволит значительно рас­ ширить область применения открытой добычи и резко повысит производитель­ ность труда. Говоря о новых технологических на­ правлениях развития угольной промыш­ ленности, нельзя не упомянуть метода подземной газификации угля. В Кузбас­ се уже несколько лет работает опытная станция подземной газификации. Име­ ются проекты строительства более мощ­ ных предприятий этого рода. Нет сомне­ ния в том, что способ подземной гази­ фикации со временем получит весьма широкое применение. Главньм препят­ ствием на пути его развития является то, что газ, полученный в результате подземной газификации, может приме­ няться лишь как местное топливо. В то время как коксовый газ имеет до 3,5 тыс. калорий, газ подземной гази­ фикации обычно имеет не более 1,2 тыс. калорий. Возможности подземной газификации угля резко расширятся, когда газ под­ земной газификации можно будет при­ менять или как высокоценное энергети­ ческое топливо, или как ценное химиче­ ское сырье. По технико-экономическим показателям подземная газификация уже приближается к открытой добыче угля. Повышение удельного веса новых технологических направлений добычи угля и, в первую очередь, открытой и гидравлической добычи — таков наи­ более вероятный путь развития уголь­ ной промышленности в интересах обще­ го подъема производительных сил со­ циалистического общества.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2