Сибирские огни, 1959, № 5
создать конвейерные ленты шириной в полтора-два метра, способные переда вать на расстояние нескольких кило метров каждый час до 10 тыс. кубиче ских метров породы. Такая конвейерная лента заменяет по крайней мере 200— 300 десятитонных самосвалов. До недавнего времени конвейерные установки не могли передавать груз с большим углом подъема. Эта трудность теперь преодолевается. Транспортная лента прикрывается сверху непрерывно движущейся стальной кольчужной лен той, которая прижимает породу и не дает ей осыпаться вниз. Имеются кон вейерные установки, работающие под углом свыше 60 градусов, тогда как еще недавно уклон в 15—16 градусов счи тался предельным. Еще лучшие результаты может дать применение гидротранспорта, когда рыхлая или дробленая скальная порода смывается водой и через трубопрово ды, под давлением, выбрасывается из карьера наружу. Новые возможности намечаются в связи с применением шнекобуровых ма шин, которые высверливают уголь из пласта на открытых разрезах после того, как коэффициент вскрыши превосходит экономически допустимые пределы. При такой «полуоткрытой» добыче угля про изводительность труда не ниже, чем при обычной открытой. В умах ученых вынашивается идея выброса путем взрыва основной массы породы за пределы карьерного поля. По сле взрыва вскрышным экскаваторам придется проделать лишь небольшую работу для того, чтобы добраться до пласта угля. Таким образом содружество науки в производства позволит значительно рас ширить область применения открытой добычи и резко повысит производитель ность труда. Говоря о новых технологических на правлениях развития угольной промыш ленности, нельзя не упомянуть метода подземной газификации угля. В Кузбас се уже несколько лет работает опытная станция подземной газификации. Име ются проекты строительства более мощ ных предприятий этого рода. Нет сомне ния в том, что способ подземной гази фикации со временем получит весьма широкое применение. Главньм препят ствием на пути его развития является то, что газ, полученный в результате подземной газификации, может приме няться лишь как местное топливо. В то время как коксовый газ имеет до 3,5 тыс. калорий, газ подземной гази фикации обычно имеет не более 1,2 тыс. калорий. Возможности подземной газификации угля резко расширятся, когда газ под земной газификации можно будет при менять или как высокоценное энергети ческое топливо, или как ценное химиче ское сырье. По технико-экономическим показателям подземная газификация уже приближается к открытой добыче угля. Повышение удельного веса новых технологических направлений добычи угля и, в первую очередь, открытой и гидравлической добычи — таков наи более вероятный путь развития уголь ной промышленности в интересах обще го подъема производительных сил со циалистического общества.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2