Сибирские огни, 1959, № 5

дет стоить 6—7 рублей. Правда, это бу­ рый энергетический уголь с меньшей теплотворной способностью, чем камен­ ный уголь Кузнецкого и Иркутского бассейнов. Однако даже в пересчете на условное топливо себестоимость тонны кузнецкого угля будет составлять 60—■ 70 рублей, а Канско-Ачинского — IS ­ IS рублей. На дешевых углях открытой добычи Кузнецкого, Иркутского, Минусинского и особенно Канско-Ачинского бассейнов можно получать огромные количества дешевой электроэнергии. Трудно переоценить ту огромную экономию, которую получает народное хозяйство от добычи угля открытым способом сравнительно с подземным. Но дело не только в этом. Строитель­ ство карьера обходится много дешевле, чем шахты. Для того, чтобы построить в Кузбассе шахту годовой производи­ тельностью в миллион тонн, для этого нужно вложить по крайней мере 180— 200 млн. рублей. Угольный разрез та­ кой же мощности обойдется не более 100—120 млн. рублей. Таким образом, при строительстве разреза государство не только получает более дешевый уголь, но и экономит в каждом случае по крайней мере 6 0—80 млн. рублей — -сумму денег, достаточ­ ную для строительства 15—18 пяти­ этажных благоустроенных жилых домов. Условия труда при открытой добыче угля, лучше, чем при подземной. Пона­ чалу, когда в Сибири начала развивать­ ся открытая добыча, высказывались опасения, что в суровые зимние меся­ цы открытую добычу угля нельзя будет проводить без ущерба для оборудования и здоровья рабочих. Жизнь не подтвер­ дила этих опасений. В дни наиболее су­ ровых морозов можно прекращать рабо­ ту в карьере и использовать время для ремонта оборудования. На экскаваторах теперь создаются утепленные кабинки. Хорошо обогревается также кабинка шо­ фера большегрузных самосвалов. Та­ ким образом, мороз перестает служить препятствием для ведения открытых работ зимой. Открытая добыча, в силу более высо­ кой производительности труда, требует значительно меньшей рабочей силы, чем подземная. Если на шахте с годовой до­ бычей в миллион тонн при обычном под­ земном способе требуется более 1500 рабочих, на гидрошахте — 700—800, то на карьере — только 300—400. Открытый способ дает минимальные потери угля, которые на действующих разрезах обычно не превышают 4—5 процентов. Каковы же возможности применения этого способа разработки полезных ис­ копаемых? Современные технические средства позволяют вести открытые работы на глубине двухсот-трехсот и более метров. '(Двести метров — это высота, превы­ шающая высоту пятидесятиэтажного дома.) В новых проектах предусматри­ вается ведение открытых работ на глу­ бине до 400—500 м. Таким образом, с точки зрения технической возможности, вся добыча угля в Сибири в Кузнецком, Иркутском, Канско-Ачинском и многих других бассейнах могла бы вестись только открытым способом. Для бассейнов и месторождений, где добывается энергетический уголь, воз­ можности открытой добычи исключи­ тельно широки. Как показывают расче­ ты проектных организаций, добыча угля в Канско-Ачинском, Иркутском и Мину­ синском бассейнах после отработки по­ лей действующих шахт, как правило, должна вестись только открытым спосо­ бом. Сложнее обстоит вопрос с коксующи­ мися углями, что в первую очередь ка­ сается Кузнецкого бассейна. Ведь в шахтах уголь добывается на значительной глубине, а на разрезах блиЖе к поверхности. Под влиянием во­ ды и воздуха верхняя часть угольного пласта обычно содержит окислившийся уголь, пригодный только для сжигания под котлами. Отработав за 2—3 года окисленную зону, карьер может давать уже коксующийся уголь. Перед тем, как попасть на коксохими­ ческий завод, уголь должен пройти обо­ гатительную фабрику. В Кузбассе не­ сколько десятков обогатительных фаб­ рик. К сожалению, ни одна из них не предназначена для обогащения углей открытой добычи. Дальнейшее развитие обогатительной промышленности в Куз­ бассе исправит это положение. Сейчас в ряде карьеров месторождений заканчи­ вается отработка окисленной зоны и скоро начнется открытая добыча кок­ сующихся углей. Возможности открытой добычи в Си­ бири значительно расширятся с перехо­ дом к новой технике ведения открытых работ. На советских машиностроитель­ ных заводах подготовляются новые мощные экскаваторы с емкостью ковша 3 5—50 кубометров и вылетом стрелы до 100 и даже 125 метров, сорокатон­ ные самосвалы, вагоны грузоподъемно­ стью до 180 тонн. Кто поручится, что техника остано­ вится на этих достижениях и не пойдет дальше, открывая все новые возможно­ сти повышения эффективности открытой добычи? Необходимость применения транспорт­ ной системы разработки толкает иссле­ дователей на поиски путей замены авто­ мобильного и железнодорожного транс­ порта более рациональным — непре­ рывным. Такие возможности уже намечаются в современной технике. Вывозка поро­ ды во внешние отвалы может осущест­ вляться с помощью транспортерных лент или гидротранспорта. На базе но­ вых синтетических материалов можно

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2