Сибирские огни, 1959, № 5

нефтью восточных районов страны. Крупные месторождения нефти и газа здесь пока еще не открыты, хотя по про­ гнозам геологов на долю Сибири прихо­ дится до 40% их геологических запасов в стране. Однако даже после открытия этих месторождений пройдет немало времени, прежде чем будет создана соб­ ственная крупная нефтяная и газовая промышленность. Вот почему вопрос добычи и использования угля имеет осо­ бо важное значение для Сибири. При оценке перспектив развития угольной промышленности Сибири не­ льзя не учитывать того, что здесь до­ бывается самый дешевый уголь в стра­ не. Себестоимость тонны угля составля­ ет в Донецком бассейне 110—120 руб., в Кузнецком — 6 0—70 руб., в Иркут­ ском — 4 0—50 руб. и в Канеко-Ачин­ ском — 10— 15 руб. Поэтому потреб­ ление местного угля даже более выгод­ но, чем потребление привозной нефти. Наиболее эффективным средством дальнейшего удешевления добываемого угля в новом семилетии явится разви­ тие открытой и гидравлической его до­ бычи. В чем же особенности этих двух спо­ собов по сравнению с классическим спо­ собом подземной механической добычи угля. До Октябрьской революции добыча угля осуществлялась вручную. Шахтер с помощью обушка откалывал куски угля от пласта. До откаточных путей уголь вывозили в салазках, здесь его перегружали в вагонетки, которые та­ щили лошади. Первые шаги по механизации угледо­ бычи были сделаны в восстановитель­ ный период. Салазки были заменены транспортерами, что позволило ликвиди­ ровать самую тяжелую горняцкую про­ фессию саночника. В годы первых пятилеток партия осу­ ществила переход от ручной к механи­ зированной добыче угля с помощью вру­ бовых машин, отбойных молотков, кон­ вейерных приводов, электровозной от­ катки и других средств. В результате производительность труда шахтера вы­ росла в два-три раза и составила в 1940 году в Донецком бассейне 26 тонн на человека в месяц, в Кузнецком — 43 тонны и в Иркутском — 52 тонны. В послевоенные годы на смену вру­ бовой машине пришел горный комбайн, который не только отделяет уголь от пласта, но и грузит его на конвейер. При прохождении подготовительных вы­ работок труд рабочих-проходчиков об­ легчался угле- и породопогрузочными машинами. Если при ручной работе в месяц можно было проходить 2 0—30 погонных метров горных выработок, то при механизированной — 5 0—70 мет­ ров. Большим вкладом в механизацию проходческих работ было создание про­ ходческих комбайнов, из которых осо­ бенно хорошие результаты дал комбайн Я. Гуменника. С его помощью за месяц можно проходить 800—1000 метро® горных выработок. На подземном транспорте стали при­ меняться вагонетки грузоподъемностью в 2—3 тонны и мощные электровозы. Были механизированы некоторые вспо­ могательные операции. Все это существенно облегчило труд шахтеров. Шахта наших дней совсем не похожа по ее устройству и оснащению техникой на шахту восстановительного периода и уже мало похожа на шахту времен первых пятилеток. Однако, не­ смотря на значительные успехи в обла­ сти механизации, производительность труда на шахтах растет медленно. Так, в 1955 году она возросла по сравнению с 1940 годом всего на 24%. В Кузбассе выработка на одного рабочего на шахте составляла в 1940 году 43 тонны, в 1957 году — 46 тонн и должна соста­ вить в 1965 году — 55 тонн. Разумеется, резервы роста произво­ дительности труда при подземной меха­ нической добыче угля еще далеко не исчерпаны. За счет новой техники и лучшей организации труда повысится производительность труда на шахтах. Однако рассчитывать на резкий качест­ венный скачок в экономических показа­ телях сложного, многооперационного и потому трудоемкого процесса подзем­ ной механической добычи угля пока трудно. Вот почему наряду с сохранением и совершенствованием этого метода раз­ работки угольных богатств в текущем семилетии большое распространение должны получить новые способы гид­ равлической и открытой добычи. Как же добывается уголь из земли при гидравлическом способе? В очистном забое вместо врубовой машины или горного комбайна устанав­ ливается гидромонитор. Это простой ме­ ханизм, выбрасывающий под давлением 30—40 атмосфер из трубы, укреплен­ ной на вращающейся подставке, тонкую струю воды. Попадая на угольный пласт, струя разрушает его с большей произ­ водительностью, чем это делает горный комбайн. От забоя к стволу шахты про­ кладываются неглубокие канавы, по ко­ торым вода, захватывая отбитый уголь, стекает в большие углеприемники. При таком способе транспортировки угля от­ падает необходимость в конвейерах и электровозном транспорте. Из углепри- емника мощными углесосами уголь по­ дается на поверхность шахты и посту­ пает на обогатительную фабрику. После обогащения и подсушки он грузится в железнодорожные вагоны, а вода снова направляется в шахту. Не надо быть специалистом для того, чтобы представить себе, насколько про­ цесс гидравлической добычи угля проще, чем обычный механический. Небольшое количество производственных опера­ ций, непрерывность процесса и простота

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2