Сибирские огни, 1959, № 5
нефтью восточных районов страны. Крупные месторождения нефти и газа здесь пока еще не открыты, хотя по про гнозам геологов на долю Сибири прихо дится до 40% их геологических запасов в стране. Однако даже после открытия этих месторождений пройдет немало времени, прежде чем будет создана соб ственная крупная нефтяная и газовая промышленность. Вот почему вопрос добычи и использования угля имеет осо бо важное значение для Сибири. При оценке перспектив развития угольной промышленности Сибири не льзя не учитывать того, что здесь до бывается самый дешевый уголь в стра не. Себестоимость тонны угля составля ет в Донецком бассейне 110—120 руб., в Кузнецком — 6 0—70 руб., в Иркут ском — 4 0—50 руб. и в Канеко-Ачин ском — 10— 15 руб. Поэтому потреб ление местного угля даже более выгод но, чем потребление привозной нефти. Наиболее эффективным средством дальнейшего удешевления добываемого угля в новом семилетии явится разви тие открытой и гидравлической его до бычи. В чем же особенности этих двух спо собов по сравнению с классическим спо собом подземной механической добычи угля. До Октябрьской революции добыча угля осуществлялась вручную. Шахтер с помощью обушка откалывал куски угля от пласта. До откаточных путей уголь вывозили в салазках, здесь его перегружали в вагонетки, которые та щили лошади. Первые шаги по механизации угледо бычи были сделаны в восстановитель ный период. Салазки были заменены транспортерами, что позволило ликвиди ровать самую тяжелую горняцкую про фессию саночника. В годы первых пятилеток партия осу ществила переход от ручной к механи зированной добыче угля с помощью вру бовых машин, отбойных молотков, кон вейерных приводов, электровозной от катки и других средств. В результате производительность труда шахтера вы росла в два-три раза и составила в 1940 году в Донецком бассейне 26 тонн на человека в месяц, в Кузнецком — 43 тонны и в Иркутском — 52 тонны. В послевоенные годы на смену вру бовой машине пришел горный комбайн, который не только отделяет уголь от пласта, но и грузит его на конвейер. При прохождении подготовительных вы работок труд рабочих-проходчиков об легчался угле- и породопогрузочными машинами. Если при ручной работе в месяц можно было проходить 2 0—30 погонных метров горных выработок, то при механизированной — 5 0—70 мет ров. Большим вкладом в механизацию проходческих работ было создание про ходческих комбайнов, из которых осо бенно хорошие результаты дал комбайн Я. Гуменника. С его помощью за месяц можно проходить 800—1000 метро® горных выработок. На подземном транспорте стали при меняться вагонетки грузоподъемностью в 2—3 тонны и мощные электровозы. Были механизированы некоторые вспо могательные операции. Все это существенно облегчило труд шахтеров. Шахта наших дней совсем не похожа по ее устройству и оснащению техникой на шахту восстановительного периода и уже мало похожа на шахту времен первых пятилеток. Однако, не смотря на значительные успехи в обла сти механизации, производительность труда на шахтах растет медленно. Так, в 1955 году она возросла по сравнению с 1940 годом всего на 24%. В Кузбассе выработка на одного рабочего на шахте составляла в 1940 году 43 тонны, в 1957 году — 46 тонн и должна соста вить в 1965 году — 55 тонн. Разумеется, резервы роста произво дительности труда при подземной меха нической добыче угля еще далеко не исчерпаны. За счет новой техники и лучшей организации труда повысится производительность труда на шахтах. Однако рассчитывать на резкий качест венный скачок в экономических показа телях сложного, многооперационного и потому трудоемкого процесса подзем ной механической добычи угля пока трудно. Вот почему наряду с сохранением и совершенствованием этого метода раз работки угольных богатств в текущем семилетии большое распространение должны получить новые способы гид равлической и открытой добычи. Как же добывается уголь из земли при гидравлическом способе? В очистном забое вместо врубовой машины или горного комбайна устанав ливается гидромонитор. Это простой ме ханизм, выбрасывающий под давлением 30—40 атмосфер из трубы, укреплен ной на вращающейся подставке, тонкую струю воды. Попадая на угольный пласт, струя разрушает его с большей произ водительностью, чем это делает горный комбайн. От забоя к стволу шахты про кладываются неглубокие канавы, по ко торым вода, захватывая отбитый уголь, стекает в большие углеприемники. При таком способе транспортировки угля от падает необходимость в конвейерах и электровозном транспорте. Из углепри- емника мощными углесосами уголь по дается на поверхность шахты и посту пает на обогатительную фабрику. После обогащения и подсушки он грузится в железнодорожные вагоны, а вода снова направляется в шахту. Не надо быть специалистом для того, чтобы представить себе, насколько про цесс гидравлической добычи угля проще, чем обычный механический. Небольшое количество производственных опера ций, непрерывность процесса и простота
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2