Сибирские огни, 1959, № 5

зов, и опять на поле появлялся грузовик с тем, чтобы вскоре с гудением отвалить от комбайнового агрегата. Стоило маши­ не выбраться на полевую дорожку, как мотор сразу переставал сердиться, и гру­ зовик весело и скоро мчал на ток. А навстречу ему спешили порожние маши­ ны, водители их, высунув голову из ка­ бин, прислушивались: откуда раздается тревожный сигнал сирены? На этот раз сигнал не был похож на предыдущие: в нем чувствовалось что-то особенное, сирена ревела долго, с пере­ рывами, словно извещала о пожаре. Это и был призыв о помощи: стал комбайн! И точас к нему помчалась «летучка», эта своеобразная машина скорой по­ мощи. Мне и раньше доводилось наблюдать групповую работу комбайнов. Но обыч­ но в группе было три-четыре комбайна. И это, по общему признанию, давало большой эффект. А тут на одном поле двенадцать комбайнов! Можно было по­ думать, что в совхозе завершается об­ молот урожая и потому все агрегаты со­ брались вместе. — До конца далеко еще,— возразил директор совхоза Озюменко.— Учимся наступать соединенными силами... Мне хотелось расшифровать это, но директор очень спешил к остановивше­ муся агрегату, у которого собралось не­ мало людей: механик «летучки», при­ мчавшийся на мотоцикле, механик отде­ ления, управляющий отделением, при­ бывший на собственном «москвиче». Узнав причину остановки комбайна, Озюменко вздохнул свободней, строгие глаза его улыбнулись: сейчас поломка будет исправлена. Тем не менее Озюменко счел нужным сказать: — День-то какой,— и показал рукой на солнце. Этот намек механизаторы поняли: — Еще минутки две! Но вот комбайны двинулись. «Летуч­ ка» умчалась к дымившимся котлам по­ ходной кухни, управляющий, доложив директору обстановку, поспешил на ток, механик отделения завел свой мотоцикл и уехал в центральные мастерские: по его мнению, у одного комбайна какая-то деталь не особенно надежна, больше дня не продержится. Нужно заранее за­ ластить этой деталью, да и некоторыми другими. Озюменко послал с механиком распоряжение своему заместителю — направить сюда еще два грузовика — намолот зерна на этом поле оказался выше, чем предполагали. Теперь можно было поговорить и о наступлении «соединенными силами». Черлакский совхоз овцеводческий. На его фермах до тридцати тысяч овец. Но он зерновыми культурами засевает боль­ ше 25 тысяч гектаров. На полях совхо­ за работает почти сто комбайнов. — Мы решили,— говорит Озюменко, — создать нечто вроде штурмовых ме­ ханизированных отрядов — по одному, по два на каждом отделении. На этом поле мы и видели такой от­ ряд. В его составе 12 комбайнов, пять тракторов, передвижная ремонтная ма­ стерская, походная кухня, 6 или 7 гру­ зовиков под зерно. Штурмовой отряд концентрируется, как правило, на одном поле или на двух соседних. Все это, по словам директора, обеспечило более высокую производи­ тельность машин, так как при таком по­ рядке облегчается техническое и хозяй­ ственное обслуживание уборочных агре­ гатов. В самом деле: присутствие тут, на по­ ле, передвижной ремонтной мастерской с опытным механиком дает возможность немедленно исправить небольшие полом­ ки машин, быстро' доставить сломавшу­ юся деталь в мастерские или привезти новую. Повысилась и производительность ав­ тотранспорта. Когда все комбайны рабо­ тают на одном поле, нет надобности за­ креплять машины за определенными аг­ регатами. Каждая загружается зерном там, где бункеры успели наполниться. Убрали одно поле — и весь отряд,, включая «летучку» и походную кухню, передвигается на следующее. Но если групповое использование тех­ ники уже не ново, то распорядок рабо­ чего дня, узаконенный нынче в Черлак- ском,— дело совершенно новое. По крайней мере, в районах Сибири. Приказом директора на период убор­ ки урожая установлен такой порядок работы: явка механизаторов к своим ком­ байнам — в 6 часов. До 8 часов утра — технический уход за машинами. Затем работа в поле до 12 часов ночи. —- Этот порядок,'— продолжает рас­ сказывать Василий Дмитриевич,— за­ ставил перестроить и все другое, потому что в период страды главное— это ин­ тересы уборки. Что же еще подчинилось этим глав­ ным интересам? А вот что: теперь к определенному часу — к шести утра, на поле появляют­ ся бензозаправщики и водовозы. В центральных мастерских самая на­ пряженная работа начинается именно с двенадцати ночи и продолжается до шести утра. В этот период лучшие ре­ монтники мастерских приводят в поря­ док механизмы. — Первый же опыт такой организа­ ции дела, — говорит Василий Дмитрие­ вич,— оправдал себя во всех отношени­ ях. Машины приводятся в порядок те­ перь быстрее, солидней, а главное — люди нормально отдыхают! — Полевые таборы у вас есть? — Не везде,— отвечает Озюменко.— Закончив вечернюю работу, все механи­ заторы с попутной машиной уезжают домой на усадьбу отделения. Многие на своих мотоциклах. А утром тем же тран­ спортом прибывают к месту работы.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2