Сибирские огни, 1959, № 5
зов, и опять на поле появлялся грузовик с тем, чтобы вскоре с гудением отвалить от комбайнового агрегата. Стоило маши не выбраться на полевую дорожку, как мотор сразу переставал сердиться, и гру зовик весело и скоро мчал на ток. А навстречу ему спешили порожние маши ны, водители их, высунув голову из ка бин, прислушивались: откуда раздается тревожный сигнал сирены? На этот раз сигнал не был похож на предыдущие: в нем чувствовалось что-то особенное, сирена ревела долго, с пере рывами, словно извещала о пожаре. Это и был призыв о помощи: стал комбайн! И точас к нему помчалась «летучка», эта своеобразная машина скорой по мощи. Мне и раньше доводилось наблюдать групповую работу комбайнов. Но обыч но в группе было три-четыре комбайна. И это, по общему признанию, давало большой эффект. А тут на одном поле двенадцать комбайнов! Можно было по думать, что в совхозе завершается об молот урожая и потому все агрегаты со брались вместе. — До конца далеко еще,— возразил директор совхоза Озюменко.— Учимся наступать соединенными силами... Мне хотелось расшифровать это, но директор очень спешил к остановивше муся агрегату, у которого собралось не мало людей: механик «летучки», при мчавшийся на мотоцикле, механик отде ления, управляющий отделением, при бывший на собственном «москвиче». Узнав причину остановки комбайна, Озюменко вздохнул свободней, строгие глаза его улыбнулись: сейчас поломка будет исправлена. Тем не менее Озюменко счел нужным сказать: — День-то какой,— и показал рукой на солнце. Этот намек механизаторы поняли: — Еще минутки две! Но вот комбайны двинулись. «Летуч ка» умчалась к дымившимся котлам по ходной кухни, управляющий, доложив директору обстановку, поспешил на ток, механик отделения завел свой мотоцикл и уехал в центральные мастерские: по его мнению, у одного комбайна какая-то деталь не особенно надежна, больше дня не продержится. Нужно заранее за ластить этой деталью, да и некоторыми другими. Озюменко послал с механиком распоряжение своему заместителю — направить сюда еще два грузовика — намолот зерна на этом поле оказался выше, чем предполагали. Теперь можно было поговорить и о наступлении «соединенными силами». Черлакский совхоз овцеводческий. На его фермах до тридцати тысяч овец. Но он зерновыми культурами засевает боль ше 25 тысяч гектаров. На полях совхо за работает почти сто комбайнов. — Мы решили,— говорит Озюменко, — создать нечто вроде штурмовых ме ханизированных отрядов — по одному, по два на каждом отделении. На этом поле мы и видели такой от ряд. В его составе 12 комбайнов, пять тракторов, передвижная ремонтная ма стерская, походная кухня, 6 или 7 гру зовиков под зерно. Штурмовой отряд концентрируется, как правило, на одном поле или на двух соседних. Все это, по словам директора, обеспечило более высокую производи тельность машин, так как при таком по рядке облегчается техническое и хозяй ственное обслуживание уборочных агре гатов. В самом деле: присутствие тут, на по ле, передвижной ремонтной мастерской с опытным механиком дает возможность немедленно исправить небольшие полом ки машин, быстро' доставить сломавшу юся деталь в мастерские или привезти новую. Повысилась и производительность ав тотранспорта. Когда все комбайны рабо тают на одном поле, нет надобности за креплять машины за определенными аг регатами. Каждая загружается зерном там, где бункеры успели наполниться. Убрали одно поле — и весь отряд,, включая «летучку» и походную кухню, передвигается на следующее. Но если групповое использование тех ники уже не ново, то распорядок рабо чего дня, узаконенный нынче в Черлак- ском,— дело совершенно новое. По крайней мере, в районах Сибири. Приказом директора на период убор ки урожая установлен такой порядок работы: явка механизаторов к своим ком байнам — в 6 часов. До 8 часов утра — технический уход за машинами. Затем работа в поле до 12 часов ночи. —- Этот порядок,'— продолжает рас сказывать Василий Дмитриевич,— за ставил перестроить и все другое, потому что в период страды главное— это ин тересы уборки. Что же еще подчинилось этим глав ным интересам? А вот что: теперь к определенному часу — к шести утра, на поле появляют ся бензозаправщики и водовозы. В центральных мастерских самая на пряженная работа начинается именно с двенадцати ночи и продолжается до шести утра. В этот период лучшие ре монтники мастерских приводят в поря док механизмы. — Первый же опыт такой организа ции дела, — говорит Василий Дмитрие вич,— оправдал себя во всех отношени ях. Машины приводятся в порядок те перь быстрее, солидней, а главное — люди нормально отдыхают! — Полевые таборы у вас есть? — Не везде,— отвечает Озюменко.— Закончив вечернюю работу, все механи заторы с попутной машиной уезжают домой на усадьбу отделения. Многие на своих мотоциклах. А утром тем же тран спортом прибывают к месту работы.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2