Сибирские огни, 1959, № 5
ча летели разрозненны© стаи воронов. Дымились островерхие чумы. Возле них голопузая детвора уже готовила в путь свой караван. Вот они гуськом двину лись к нам, волоча за собой на ремешках костяные бабки, изображающие оле ней. У костра остановились, осмотрелись и, посмелев, присели, плотно' прижав шись друг к другу. Все тут для них ново, интересно. Ведь их представление о жизни пока ограничивалось только лесом, горами и очень однообразной обста новкой становища. Вот перед ними странные, кажущиеся им уродливыми ли ца: детишки не сомневались в том, что все люди — с плоскими носами, скула стые, узкоглазые. Сейчас они видят иные лица, иную одежду, обувь, незнако мые предметы, слышат непонятную речь. Все это поражает детей, возбуждает их любопытство, смешанное с опасением. Все они теперь словоохотливы. Я пытаюсь заговорить с ними. Но беда в том, что никто из них не знает русского языка. Они родились здесь, в тайге, в семьях кочующих пастухов и знают только то, что непосредственно связано с жизнью тайги. И так будет до семилетнего возраста, когда им придется переселиться в интернат, чтобы присоединиться к общему детскому миру. А пока что это толь ко дети природы и по возрасту, и по разуму. Но, оказывается, один из них, самый старший, умеет считать. Значит все- таки удастся побеседовать? — Тебе сколько лет? — спрашиваю я. — Раз, два, три, четыре, пять, — отвечает он скороговоркой. — Нет, тебе больше. — Раз, два, три, четыре, пять, — повторяет он. — Как тебя звать? — Раз, два, три... Оказывается, это весь его запас русских слов, и он их выпаливает обой мой, все разом. Остальные — в восторге, завидуют товарищу, смеются. Всем весело. Между тем, готов завтрак. Вот он уже и закончился... Солнце начинает пригревать. О времени напоминают и появившиеся комары. Из темной глубины леса бегут на становище мелкие гурты оленей. Стадо серым волнующимся войлоком сгрудилось у чумов. Едкий дым оку тывает оленей, чумы, ближние деревья. А идти нам все-таки надо... И опять меня удивляет Улукиткан: как можно было в этом огромном стаде оленей, удивительно похожих друг на друга, безошибочно отобрать своих? По разительно! На прощание мне вдруг захотелось еще побыть со стариками, совершить с ними маленькое путешествие в прошлое. Жизнь эвенков все больше и больше привлекает меня. Знаю, многие черты жизни этого народа, удивительные на выки, данные его представителям жизненным опытом поколений лесных кочев ников, уйдет в прошлое вместе с этими последними стариками. Надо бы остать ся дня на два, многое записать, но работа не ждет. Все собрались у костра. В дорогу приятно выпить по кружке чаю. Мне хочется сделать что-то приятное старикам. Я обращаюсь к Осикте: — Что бы ты хотел получить от меня на память о наших встречах? Тот повел плечами, долго, внимательно рассматривал вещи, лежащие воз ле костра, еще не сложенные в потки. Затем повернул ко мне голову, подумал, помигал глазами, сказал: — Все это тебе надо будет. У меня нужды нет. Ты не думай, что я бед ный, в тайге имей руки, ноги, будешь сыт и одет. Большой богатство зачем старикам? Подумать только!.. Ведь он стар, одежда его давно износилась, пищей ему служат мясо да чай, а все богатство состоит из ветхого чума, нескольких олень
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2