Сибирские огни, 1959, № 4
.подавляют в себе чувство дурной зави сти. В итоге перед нами предстает об раз юного охотника, не лишенного ни страха, ни детской наивности, но до са мозабвения влюбленного в свое дело и целиком отдающегося ему. И эти рас сказы не лишены недостатков, но они интересны своей трезвой правдой, вни манием писателя к человеку, его душев ному складу, образу мыслей и настрое ний. Автору иногда удаются описания по ведения птиц, зверей. Характерны в этом отношении эпизоды любовных игр журавлей («Весенний танец»), в кото рых они выбирают себе подруг, или прощание каравана гусей со своим во жаком, который с глубокой признатель ностью за долгую службу оплакивает смерть своего старшего товарища («Три прощальных «руга»), В этих сценах за метен писатель, влюбленный в приро ду, видящий и ценящий в охоте прежде всего возможность непосредственного общения с нею и наслаждения ее непо вторимой красотой. Обращает на себя внимание лаконизм рассказов. Почти все рассказы невели ки по объему, сжаты, напряжены, не многословны по выражению мысли. Ав тор стремится избежать всего второсте пенного. Интонация рассказов напоми нает интонацию устных охотничьих рас сказов. Спокойная и неторопливая, она вместе с тем передает и необычность самих событий, и влюбленность автора в охотничье ремесло, и иронию над -охотничьими слабостями своих героев. Автор не боится употребить местное или специальное слово. И это придает языку большую выразительность. Конечно, все эти хорошие черты 'первой книги молодого автора находят с я еще, если можно так сказать, в зача точном состоянии. Но они позволяют думать, что автор книги «Гордая песня» может писать лучше. Только это «луч ше» не явится само собой. Писатель — не охотник. Он не может рассчитывать на спасительные охотничьи «и вдруг». Это «вдруг» у писателя может появить ся только в упорном труде и постоян ных поисках. И всегда только на пути правды, а не охотничьих досужих вымы слов. А. К и т а й н и к Б Е З Ч У В С Т В А М Е Р Ы П ожалуй, это было наиболее бур ное заседание секции прозы. Выступило рекордное число участников всесибирского совещания писателей. Говорили, не щадя самолюбия автора. строго, принципиально и единодушно. И разговор шел не только и не столь ко о рассказах, вынесенных на обсужде ние, сколько о творческих принципах автора (зачастую сомнительных), о его видении жизни (порою одностороннем), о литературном мастерстве (далеком от совершенства). Как ни сурово обошлись писатели-си биряки и руководившие секцией москов ские литераторы с автором этих расска зов, все, что было высказано, шло от чистого сердца, от искреннего желания помочь товарищу разобраться в собст венном творчестве, задуматься над существенными недостатками в своих произведениях. Единственным, кто выступил тогда с прямо противоположным мнением, кто выразил полное несогласие с любым из сделанных замечаний, кто все ошибки и недостатки обсуждаемых произведении почел за достоинства, оказался автор рассказов, Сергей Снегов. Было это осенью 1957 года. И вот год спустя, те же самые рас сказы изданы небольшим сборником Красноярским книжным издательством . В книгу С. Снегова вошли не толь ко произведения, обсуждавшиеся на пи сательском совещании. Однако разговор о сборнике хочется начать именно с них. ..В экзотически «северной» обста новке, при катастрофически исключи тельных обстоятельствах, из-за собст венной опрометчивости и глупости мчится на лыжах по тундре в неизвест ность («Куда Макар телят не гоняет» — так называется рассказ. А. К.) врач Ни на Николаевна. Автор добросовестно сохранил все устрашающие полярно-зимние аксессуа ры, чтобы необдуманное и бессмыслен ное путешествие героини никоим обра зом не завершилось благополучно. Как и в прежнем варианте рассказа, Нина Николаевна, окончательно сбившись с пути и замерзнув до полусмерти, попа дает в чум оленевода-эвенка. По выду манному С. Снеговым «суровому и твердому закону тундры» старик пастух отказывается развести огонь, чтобы отогреть обмороженную женщину. Он не поддается ни уговорам, ни мольбам, ни слезам. Нина Николаевна вынуждена, «преодолевая отвращение», лезть в спальный мешок жены пастуха, и эвен ка отогревает ее теплом своего тела. Вот и весь рассказ. О чем он? О по двиге врача, презревшего опасность во имя спасения жизни больного? Нет. О преодолении трудностей? Нет. Можно задавать тысячу вопросов и не наити подходящего ответа, потому что автор исходил из чисто формальных катего рий. Его привлекали необычность си туации, занимательность происшествия. Не более! • С. Снегов. Н еож и д ан н о сть . К р а сн о я р с к о е к н иж н о е и зд а т е л ь с т в о , 1958, 153 стр .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2