Сибирские огни, 1959, № 4

.подавляют в себе чувство дурной зави­ сти. В итоге перед нами предстает об­ раз юного охотника, не лишенного ни страха, ни детской наивности, но до са­ мозабвения влюбленного в свое дело и целиком отдающегося ему. И эти рас­ сказы не лишены недостатков, но они интересны своей трезвой правдой, вни­ манием писателя к человеку, его душев­ ному складу, образу мыслей и настрое­ ний. Автору иногда удаются описания по­ ведения птиц, зверей. Характерны в этом отношении эпизоды любовных игр журавлей («Весенний танец»), в кото­ рых они выбирают себе подруг, или прощание каравана гусей со своим во­ жаком, который с глубокой признатель­ ностью за долгую службу оплакивает смерть своего старшего товарища («Три прощальных «руга»), В этих сценах за­ метен писатель, влюбленный в приро­ ду, видящий и ценящий в охоте прежде всего возможность непосредственного общения с нею и наслаждения ее непо­ вторимой красотой. Обращает на себя внимание лаконизм рассказов. Почти все рассказы невели­ ки по объему, сжаты, напряжены, не­ многословны по выражению мысли. Ав­ тор стремится избежать всего второсте­ пенного. Интонация рассказов напоми­ нает интонацию устных охотничьих рас­ сказов. Спокойная и неторопливая, она вместе с тем передает и необычность самих событий, и влюбленность автора в охотничье ремесло, и иронию над -охотничьими слабостями своих героев. Автор не боится употребить местное или специальное слово. И это придает языку большую выразительность. Конечно, все эти хорошие черты 'первой книги молодого автора находят­ с я еще, если можно так сказать, в зача­ точном состоянии. Но они позволяют думать, что автор книги «Гордая песня» может писать лучше. Только это «луч­ ше» не явится само собой. Писатель — не охотник. Он не может рассчитывать на спасительные охотничьи «и вдруг». Это «вдруг» у писателя может появить­ ся только в упорном труде и постоян­ ных поисках. И всегда только на пути правды, а не охотничьих досужих вымы­ слов. А. К и т а й н и к Б Е З Ч У В С Т В А М Е Р Ы П ожалуй, это было наиболее бур­ ное заседание секции прозы. Выступило рекордное число участников всесибирского совещания писателей. Говорили, не щадя самолюбия автора. строго, принципиально и единодушно. И разговор шел не только и не столь­ ко о рассказах, вынесенных на обсужде­ ние, сколько о творческих принципах автора (зачастую сомнительных), о его видении жизни (порою одностороннем), о литературном мастерстве (далеком от совершенства). Как ни сурово обошлись писатели-си­ биряки и руководившие секцией москов­ ские литераторы с автором этих расска­ зов, все, что было высказано, шло от чистого сердца, от искреннего желания помочь товарищу разобраться в собст­ венном творчестве, задуматься над существенными недостатками в своих произведениях. Единственным, кто выступил тогда с прямо противоположным мнением, кто выразил полное несогласие с любым из сделанных замечаний, кто все ошибки и недостатки обсуждаемых произведении почел за достоинства, оказался автор рассказов, Сергей Снегов. Было это осенью 1957 года. И вот год спустя, те же самые рас­ сказы изданы небольшим сборником Красноярским книжным издательством . В книгу С. Снегова вошли не толь­ ко произведения, обсуждавшиеся на пи­ сательском совещании. Однако разговор о сборнике хочется начать именно с них. ..В экзотически «северной» обста­ новке, при катастрофически исключи­ тельных обстоятельствах, из-за собст­ венной опрометчивости и глупости мчится на лыжах по тундре в неизвест­ ность («Куда Макар телят не гоняет» — так называется рассказ. А. К.) врач Ни­ на Николаевна. Автор добросовестно сохранил все устрашающие полярно-зимние аксессуа­ ры, чтобы необдуманное и бессмыслен­ ное путешествие героини никоим обра­ зом не завершилось благополучно. Как и в прежнем варианте рассказа, Нина Николаевна, окончательно сбившись с пути и замерзнув до полусмерти, попа­ дает в чум оленевода-эвенка. По выду­ манному С. Снеговым «суровому и твердому закону тундры» старик пастух отказывается развести огонь, чтобы отогреть обмороженную женщину. Он не поддается ни уговорам, ни мольбам, ни слезам. Нина Николаевна вынуждена, «преодолевая отвращение», лезть в спальный мешок жены пастуха, и эвен­ ка отогревает ее теплом своего тела. Вот и весь рассказ. О чем он? О по­ двиге врача, презревшего опасность во имя спасения жизни больного? Нет. О преодолении трудностей? Нет. Можно задавать тысячу вопросов и не наити подходящего ответа, потому что автор исходил из чисто формальных катего­ рий. Его привлекали необычность си­ туации, занимательность происшествия. Не более! • С. Снегов. Н еож и д ан н о сть . К р а сн о я р с к о е к н иж н о е и зд а т е л ь с т в о , 1958, 153 стр .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2