Сибирские огни, 1959, № 4

А . Г о р е н и й «Н Е БЫ ЛИ ЦЫ » п о р т я т к н и г у Б огата разными событиями охот­ ничья биография дяди Кости. О многих из них он любит лишний раз вспомнить, особенно после зорьки. А станет вспоминать — смех и грех. Все Перепутает в кучу — были и небылицы. Попробуй, разберись», — так начинает­ ся один из рассказов Григория Кобяко- ва, автора первой книги «Гордая песня»1. Автор, как и его дядя Костя, старый полиграфист и заядлый любитель-охот­ ник, знает немало охотничьих былей и небылиц, многие из которых довелось, видимо, услышать от бывалых охотни­ ков где-нибудь у костра, «после зорь­ ки». Он любит охотничье ремесло, при­ роду, «зверье» и рассказывает обо всем этом по-охотничьи важно, не торопясь, как будто рассчитывая, что в запасе длинная ночь и спешить некуда, но с пристрастием, влюбленно. Книга читает­ ся неровно: то с интересом, то безраз­ лично, то с некоторым раздражением и чувством неловкости за автора, кото­ рый свое слабое знание жизни стремит­ ся подменить охотничьими небыли­ цами. Собака дяди Кости «умница». «Да-да, единственное, чего не умела — гово­ рить». Эта собака-умница по приказа­ нию хозяина бегала на озеро и, возвра­ тись, «докладывала», есть там утки или нет, и даже сколько их там. «Ложится на спину и поднимает лапу вверх. Ага, значит, на озере одна утка. Когда под­ нимает две или три лапы — знаю: на озере две или три утки. А если много? Марзан ложится и дрыгает всеми че­ тырьмя лапами. Вот так, стало быть». Но если это простительно дяде Косте, который по слабости охотничьей памя­ ти путал были и небылицы, то как же быть с его сыном Володей, совсем еще молодым охотником, который, вероятно, еще не разучился различать правду от неправды? Ведь он (а вместе с ним и рассказчик) уже не со слов других, а как очевидец рассказывает о «событии, случившемся с дядей Костей сегодня». Дядя Костя где-то далеко от табора убил «наповал» крупного крякаша. Придя на табор, хвалясь, он торжест­ венно вынул добычу из сетки и бросил ее к костру. «И тут происходит порази- > 1 Г р и го р и й К о б я ко в . Гордая песня. Охот­ ничьи р ассказы . Читинское книжное и зда ­ тельство , 1958, 87 стр. тельное. Шлепнувшись о землю, крякаш вдруг поднимает голову, встряхивается и... взлетает». Что же случилось? Неиз­ вестно. Володя высказал предположе­ ние: «селезень был оглушен и с ним приключился шок. При ударе о землю шок прошел». Но рассказчик и дядя Костя с этим не согласны. «Не в шоке дело», .— говорит дядя Костя. И в са­ мом деле, в чем же дело? А самое глав­ ное, для чего все это нужно? Для чего повторять читателю давно известные охотничьи анекдоты, что рябчик, не бо­ ясь охотника, может сидеть на стволе ружья, что убитый «наповал» токующий глухарь продолжает петь в сумке охот­ ника и т. д.? Такие охотничьи «истории» портят книгу. Есть в книге и другие недостатки. Автор, например, в рассказе «Ухарь» верно подметил некоторые черты совре­ менного браконьера, бездушного охот- ника-хищника, который не признает ни законов, ни традиций. Браконьеру чуж­ до чувство красоты, он ко всему подхо­ дит с узкоутилитарной меркой и живет по принципу: «у человека руки не от себя, а к себе загребают». Но выписан образ Ухарева с нарочитой прямолиней­ ностью, и в такой мере он на каждом шагу разоблачает себя, что теряется ощущение его достоверности. Писатель оказывается иногда очень ненаблюдательным. У него «головеш­ ки, омытые многими дождями и иссу­ шенные солнцем, стали совсем черными с глубокими трещинами-морщинами...», «От шлепков тяжелых струй взлетают фонтанчики» и т. д., тогда как даже не охотнику известно, что головешки, омытые многими дождями, обветренные, со временем не чернеют, а буреют, а трещины-морщины почти исчезают. Головешка делается гладкой, как точе­ ная. Струя не может вызывать шлеп­ ков, потому что это непрерывное тече­ ние, которое скорее вонзается в воду, а не шлепается, и фонтанчиков при этом не может быть. Но в книге есть и то, что заслужи­ вает внимания читателя. Некоторые рассказы и сценки читаются с интере­ сом. Хорошее впечатление оставляют рассказы о юных охотниках-любителях: «Бывалый охотник», «Охотничий за­ кон», «На заломе», «Петр Иванович», «Ночь в тайге». В них запечатлены от­ дельные черты тех, кто только начинает свою охотничью биографию: то таких, которые из книг познали хитрости охот­ ничьего ремесла и своими знаниями по­ могают взрослым, хотя сами, как выяс­ няется потом, не убили ни одной птицы («Бывалый охотник»), то таких, кото­ рых отцы еще боятся брать на серьез­ ную охоту, но в конце концов они, не­ терпеливые и любознательные, спасают взрослых от большой опасности («На заломе»), то таких, которые под влия­ нием доброты и сердечности своего това­ рища, по-братски поделившего добычу,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2