Сибирские огни, 1959, № 4
сти и должны показать образец выдер жанности, революционной дисциплины и порядка. Коммунист Семен Забережный, ока завшись в трудной обстановке послере волюционной деревни, должен был про явить большое умение повести за собой массу крестьян. Где нужно, Семен мо жет проявить непринужденность и до бродушие, убеждающие даже самых не сговорчивых (так был решен вопрос с подвозкой дров для открывающегося клуба), глубокое понимание трагедии человека, насильно мобилизованного в семеновскую армию. Не забывается чи тателем и юмористический случай с не удачной попыткой Семена помочь в же нитьбе Алехе Соколову... А разве о ма лом говорит тот факт, что малограмот ный председатель сельревкома ходит на ликбез и принимает активное участие в клубной самодеятельности! Образ Семена Забережного занимает одно из центральных мест в романе и является одним из самых удачных. Большое внимание уделяется в новом произведении Ганьке Улыбину. Он еще не окреп, еще не возмужал, еще слиш ком тяжелы для него партизанские пе реходы во всей воинской амуниции, ожесточенные бои, смерть, кровь и стра дания людей, звериная жестокость вра га. Но сквозь эту, еще мальчишескую слабость ясно чувствуются -внутренняя стойкость, почти интуитивное тяготение к тому справедливому делу, за которое воюют его дядя и брат Роман. Его глаза широко раскрыты на мир, они вбирают впечатления этого бурного времени. Его неудержимо влекут к себе исклю чительно интересные люди, которые воюют рядом с ним. Вот доктор Каран- даев, старый революционер, бывший и в ссылке и на каторге. Он в восемна дцатом году, несмотря на преклонный возраст, пошел добровольцем в Красную гвардию. Вот приискатель Семиколенко, который, прежде чем попасть в Забай калье, прожил шесть лет в Австралии. Вот Жолсаран Абидуев, бывший в мо лодости послушником в бурятском мона стыре. А вот отчаянный Гошка Пляс- кин, семнадцатилетний парень, гармо нист и песенник, декламирующий Пуш кина, Некрасова и Кольцова, отличаю щийся храбростью и непреклонностью характера. Десятки людей интересной судьбы окружают Ганьку, и, конечно, это должно ускорить его возмужание, с исключительной быстротой обогатить его опыт и закалить. Ганька — один из немногих образов в романе, внутренний мир которого поз воляет автору более полно показать красоту отчего края — и кусты цвету щей черемухи в садах и палисадниках, похожие на серебряные облака в лун ную ночь, и молодую зеленую листвен- ку, раздетую осенним ветром, тоненькую и худую, и весело извивающуюся меж ду цветущих берегов родную Драго- ценку. t Рядом с этими основными образами в романе живут и действуют десятки об разов красных партизан, партийных и военных руководителей, возглавляю щих борьбу трудового народа против контрреволюции. К сожалению, те чер ты декларативности и схематизма в создании образов исторических лиц и крупных деятелей, которые, как отмеча ла критика, были в «Даурии», сохрани лись и в «Отчем крае». По-прежнему вызывает чувство неудовлетворенности образ' Василия Андреевича Улыбина. Эпизодически сухо показаны секретарь укома Горбицын, Димов, Постышев, Журавлев. Запоминаются лишь образы Сухэ-Батора и Блюхера. Но зато в романе создано много жи вых, выхваченных прямо из самой жиз ни, народных типов, глубоко и верно по казаны сдвиги, происходившие в доре волюционной деревне во всех социаль ных слоях крестьянства и казачества. Здесь мастерство писателя сказалось во всем его блеске. Разные люди по-разному шли в ре волюцию, по-разному понимали стреми тельно развертывавшуюся революцион ную действительность. Запутался в жиз ни и Елисей Каргин, смелый и неглу пый казак, бывший поселковый атаман. Старые порядки представляются Карги ну наиболее совершенным образом жиз ни, и в первые же годы революции Кар гин становится инициативным и опасным врагом Советской власти. Но жизнь раз вивалась по законам революции, и скоро Каргин вынужден был скрыться за гра ницу. Он превратился в жалкого, запу тавшегося неудачника, оторванного от родной земли, которого пытаются ис пользовать в качестве наемного убий цы различные политические авантюри сты. И здесь-то все те проблески свет лого в Каргине, которые еще сохрани лись в нем, помешали ему превратить ся в бандита без чувства родины и че сти типа Кузьмы Полякова. Каргин сумел вовремя понять, что к старому возврата нет, что Советская власть победила в Забайкалье навсегда, что за ней стоит весь народ. И вот, пре одолевая страх встречи со своими зем- ляками-партизанами, заклятым врагом которых он был еще так недавно, реши тельно порывает Каргин со своим про шлым и переходит границу. Участвуя в боевой операции по взятию Кайгоро- дова и Челпанова, он заслуживает себе право жить на родной земле. Образ Каргина — несомненная удача К. Се дых. Люди с темным прошлым, тщеслав ные авантюристы, презирающие народ ные массы и боящиеся их, озверевшие от страха и злобы, — такими показаны в романе враги: Семенов, Унгерн, Си- пайло, Кайгородов, Челпанов и дру гие.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2