Сибирские огни, 1959, № 4
гельм Телль», она указывает на ее са мое уязвимое место. Оца говорит, что изображенная в ней борьба без классо вых противоречий, идиллическая борьба за свободу, борьба, в которой братски обнимаются помещик и крестьянин, — уникальный случай в истории. Вряд ли можно спорить против ее те зиса о значительной эволюции воззре ний Шиллера на историю в том смысле, что героем драмы, в отличие от «Раз бойников», является уже не одинокая могучая личность, а «единый народ братьев», и что «свобода завоевывается в драме объединенными усилиями всего народа». Литературные работы К. Цеткин — образец острой партийной критики. Чет ко и принципиально определяет она классовый характер каждого литератур ного явления. Она ведет последователь ную и энергичную борьбу за большое революционное, социалистическое ис кусство, которое, опираясь на великое классическое наследие, сумеет достиг нуть еще невиданной в мировом искус стве правды жизни, ибо «для искусст ва, — по ее словам, — лишь тогда мо жет наступить эпоха более глубокого постижения жизни, когда идеи социализ ма станут личными переживаниями художника...» Но именно поэтому не существует противоречия между личной волей художника — пролетарского револю ционера и волей партии. Этим именно К. Цеткин обосновывает право партии на руководство литературой и искус ством. Полностью разделяя точку зре ния Ленина, она в своих воспоминаниях о нем передает те его слова, которые направлены против стихийности в лите ратурном развитии и утверждают не обходимость целенаправленного руко водства литературой и искусством со стороны партии. Ва П о б о ж и й Р О М А Н О С У Д Ь Б А Х Р О Д Н О Г О К Р А Я L J o B o e произведение К. Седых ро- 1 1 ман «Отчий край» — взволно ванное, полное любви раздумье над судьбами родного края, песня о народе, о красных партизанах, боровшихся за счастье будущих поколений!. 1 К. Седых. Отчий край . Роман. М., «Ро ман -газета» , 1958. В новом романе писателя на первый план выступают большие исторические события и судьба главных героев «пере путана» с судьбой народа. Все в нем сливается в мощный, бурлящий поток, из которого будто случайно выхватыва ются отдельные яркие фигуры и тут же исчезают, чтобы уступить место дру гим... Мы встречаемся со многими уже знакомыми нам по «Даурии» героями, с большим интересом следим за их даль нейшей судьбой. Трудную и интересную дорогу жизни проходит Семен Забережный. В пламе ни революционных боев с врагами на рода растет Семен как командир, как человек, как строитель новой жизни. Он уже не похож на того Семена, который когда-то, гордый, непреклонный и ни щий, путался в решении многих жизнен ных вопросов, это уже не прежний «ма лоразговорчивый человек, в котором не вдруг можно было разобраться—обижен он разумом или нет». Как партизанский командир, он проявляет много умения и таланта в командовании партизанским полком. Он и сейчас еще едва может расписаться, читает по складам и, при ехав домой после разгрома Семенова, всерьез думает, что теперь все пойдет как по маслу, что новая жизнь будет налаживаться сама собой, без борьбы и преодоления трудностей. Он еще может проявить невыдержанность и резкость, «партизанщину», влекущую его к совер шению политических ошибок. Но вот фельдшер уездной больницы Антипин, лечивший его жену, со смешком сказал ему о том, что возлагает «большие на дежды на предстоящий созыв учреди тельного собрания, которое отнюдь нё пойдет на поводу у коммунистов, а при'- слушается к голосу и других партий»-: вот после переселения бедноты и парти зан в дома бежавших за границу бога чей Симон Колесников получает записку с угрозой расправы, после которой он спит, не раздеваясь и держа винтовку в изголовье... Так сама логика революци онной жизни показывает Семену необ ходимость борьбы за новую жизнь, фор мирует из него революционера-болыпе» вика крупного масштаба. «Жизнь свою нам надо как-то нала живать. Худо жить при Советской вла сти никуда не годится. Придется, видно, всем миром за гужи браться», — гово рит Семен на собрании, где его только что избрали председателем сельрев- кома. И когда партизан Лука Ивачев изби вает Ивана Колесникова за то, что то* украл с его пепелища хомут, Семен За бережный говорит: «Не так. Лука, по ступил, как надо. Зря ему кровь из носу пустил и обыскивать без моего разреше ния стал...». Здесь чувствуется, что Се мен уже никогда не допустит партизан щины, он понимает, что партизаны на селе законами революции поставлены выразителями существа Советской вла
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2