Сибирские огни, 1959, № 4
К. Цеткин заявляет всем отступни кам от марксизма, что расцвет искус ства, «страстно ожидаемый Ренессанс» возможен лишь в социалистическом об ществе и что «искусству принесет cboj боду только молот революции, который сокрушит тюрьму капитализма». Это означает неразрывность интересов ис кусства с целями социалистической ре волюции. Цеткин борется за искусство, «содержание которого явилось бы плотью от плоти социализма», искусст во, проникнутое социалистической тен денцией. Тезис о тенденциозности искусства, положенный в основу всех статей сбор ника, близок ленинскому принципу пар тийности литературы и искусства. Имен но в этом их пафос, направленный про тив девиза ревизионистов о том, что по литическая тенденция губительна для искусства. Автор раскрывает смысл выступлений против «тенденциозного искусства», заявляя, что они диктуются стремлением удержать массы в кругу буржуазных идей. Противники тенден циозности якобы во имя искусства в действительности проклинают не «тен денцию» вообще, — читаем мы, — а «тенденцию», противоречащую «тенден ции» господствующих классов. Но разве не в этом же смысл выступ ления современных ревизионистов про тив социалистической тенденции в ис кусстве, против партийности литера туры? Тенденцию К. Цеткин считает тожде ственной идее, следовательно, ее борьба за тенденциозное искусство была борь бой за глубоко идейное искусство. И только таковое она считает эстетически полноценным. Вот как она пишет об этом: «Тенден циозность губит искусство только тогда, когда она грубо навязана извне, когда она выражена художественно неполно ценными средствами. Там, где изобрази тельные средства художественно совер шенны, где идея проступает из самой глубины произведения, она становится творческой и создает бессмертное». Силу Шиллера, например, она видит в том, что он «был тенденциозным художником в самом высоком и полном смысле этого слова» (29). Достоинства драмы «Свыше наших сил» она объясня ет тем, что Бьернсон «находился всегда в самой гуще борьбы за обновлешие Нор вегии». К оценке литературных произведений прошлого К. Цеткин подходит, руковод ствуясь задачами борьбы за боевое со циалистическое искусство. «Рабочему классу, — пишет она, — дороги преж де всего поэты, лира которых настрое на на социально-политический лад и бое вая песня которых звучит, как грозный клич, зовущий воинство на битву, — и это свидетельствует именно о силе и здоровье пролетариата, о его радостной надежде на будущее». Она показывает, что именно участие в революции сооб щило произведениям Фрейлиграта худо жественную силу. «Она дала им страст ность, опалив бурным ветром 1848 г., она наделила их красками, не потуск невшими до нашего времени, и арома том, опьяняющим сердца всегда и везде, где идет борьба за свободу». Для критического метода выдающего ся литературоведа-марксиста характер ны весьма поучительные черты. Анали зируя художественное произведение, она никогда не замыкается в литератур ном ряду, а сопоставляет его с истори ческой действительностью. Благодаря Этому ее литературные оценки отлича ются научной объективностью. Так, на пример, она объясняет тяжкое пораже ние Бьернсона в его насыщенной мыс лями драме «Свыше наших сил» тем, что он не сумел изобразить сознатель ную классовую борьбу пролетариата, преодолевающего социальные противо речия, ибо «мелкобуржуазный моралист победил драматурга и поэта». Она пока зывает, что Бьернсон нарисовал проле тариев, волнуемых первыми, еще сти хийными, еще лихорадочными порыва ми неопределившегося классового чув ства. Между тем, говорит она, когда Бьернсон писал свою драму, авангард, рабочего класса Норвегии уже не удов летворялся элементарными лозунгами, выдвинутыми еще во время восстания силезских ткачей. Способность исторически взглянуть, на творчество писателя дает ей возмож ность определить его значение для про летариата. В статьях К. Цеткин имеется, как правильно отметил М. Кораллов во всту пительной статье сборника, известная прямолинейность подхода к сложным, проблемам искусства. Автор предисло вия правильно замечает, например, что она не сумела увидеть чрезвычайно острой критики современной Шиллеру цивилизации в «Письмах об эстетиче ском воспитании», критики более много гранной, чем в «Разбойниках». И вме сте с тем, в явном противоречии с этой своей мыслью, М. Кораллов считает, что К. Цеткин идеализирует последний пе риод творчества Шиллера. Он говорит, что если сопоставить ее суждения о «Вильгельме Телле» -с оценкой «Разбой ников» и «Коварства и любви», то при дется предположить, что революцион ные настроения поэта неуклонно возра стали, хотя при рассмотрении эволюции его философских взглядов она приходит к противоположным выводам. В дейст вительности же никакого противоречия между «Вильгельмом Теллем» и фило софскими воззрениями позднего Шилле ра К. Цеткин не видит. Характеризуя эволюцию философских взглядов поэта, она отмечает его отказ от идеи полити ческой борьбы классов как средства освобождения человечества. Но и тогда, когда она анализирует драму «Виль
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2